


Оценивалась важность для жителей наличия объектов городской инфраструктуры и услуг в шаговой доступности. Отдельно были выделены результаты для Москвы.

Строительство в столице ведется по принципу сбалансированного развития территорий. Наряду с вводом жилья отмечаются высокие темпы строительства объектов социальной направленности. Это позволяет формировать комфортную для жизни в мегаполисе среду.

Элементы городской среды (объекты и услуги) были распределены на три основные группы: те, которые значимы и которыми жители достаточно обеспечены; значимые элементы, которыми обеспечены частично; и группы, которые значимы, но таких объектов не хватает.
Исследование показывает, что москвичи лучше всего обеспечены детскими и транспортными сервисами, продуктами, бытовыми и lifestyle-сервисами. Все это, как правило, находится в шаговой доступности.
Есть группа объектов, которые представлены недостаточно, но тоже важны. Они являются скорее регулярными, а не повседневными, но спрос на них высок и наличие их в районе добавляет ценности жилью. Эти объекты пользуются высоким спросом, но находятся в дефиците. Речь об элементах, которые позволяют горожанам сэкономить средства: магазин хозтоваров, мастерская по пошиву и ремонту одежды, продовольственный рынок, продуктовый магазин в доме. Сюда же можно добавить детские кружки и бассейны.




Несколько менее выражена зависимость между социальным самочувствием горожан и их обеспеченностью необходимыми инфраструктурными объектами и услугами. Среди горожан социологи выделили 25% тех, кто считает, что необходимые сервисы представлены в районе их проживания в достаточном количестве, и 25% тех, кто считает, что они представлены в недостаточном количестве, и сравнили их показатели социального самочувствия.

Группа уникальных элементов – в основном рекреационных. Запрос на них в шаговой доступности ниже, но их наличие повышает уникальность локальных ядер, создает дополнительные точки притяжения.
Всероссийский репрезентативный опрос о социальном самочувствии горожан, оценке ими комфортности своих городов и обеспеченности районов проживания инфраструктурой и сервисами проведен Центром социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ 21-24 октября 2022 года. Метод исследования – телефонный опрос. Объем общероссийской выборки – 2200 респондентов. Дополнительная подвыборка по Москве – 1000 респондентов. В рамках общероссийской выборки опрашивались жители городов с разной численностью: городов-миллионников (свыше 1 млн населения), а также крупнейших (500 тыс. – 1 млн), крупных (250 – 500 тыс.), больших (100 – 250 тыс.), средних (50 – 100 тыс.), малых городов и ПГТ (до 50 тыс.). Выборка квотная, стратифицированная по полу, возрасту, федеральному округу. Максимально возможная статистическая погрешность не превышает 2,1%.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве