125 выездных проверок состоялось на строящихся объектах московского метрополитена с начала года, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Темпы строительства столичного метрополитена с каждым годом возрастают. Сдавать объекты раньше срока удается благодаря высокому профессионализму метростроителей и грамотному строительному надзору, который позволяет оперативно выявить или предотвратить возможные нарушения. Всего с начала года специалисты Мосгосстройнадзора провели 125 выездных проверок в метро», – сказал Андрей Бочкарёв.
Заммэра добавил, что для каждого объекта составляется индивидуальная программа проверок, в рамках которой столичное надзорное ведомство инспектирует строительную площадку на всех этапах работ.
Сейчас на особом контроле Мосгосстройнадзора находится завершение строительства Солнцевской линии от станции «Пыхтино» до «Аэропорта Внуково» и Люблинско-Дмитровской ветки от тупиков за станцией «Селигерская» до «Физтеха».
Помимо этого, контрольно-надзорные мероприятия проводятся на территории семи электродепо: «Выхино», «Руднево», «Южное», «Аминьевское», «Владыкино», «Нижегородское» и «Саларьево», а также на Троицкой линии.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
По словам председателя Мосгосстройнадзора Игоря Войстратенко, на ряде объектов специалисты выявляли несоблюдение проектной документации, а также нарушения, связанные, в основном, с качеством строительно-монтажных работ, правилами охраны труда, в том числе при эксплуатации электроустановок, требованиями в области промышленной безопасности.
«Зафиксировать нарушения помогает инструментальный контроль, который осуществляет подведомственный Центр экспертиз. За семь месяцев 2023 года специалисты ГБУ «ЦЭИИС» приняли участие в 38 проверочных мероприятиях и составили 691 экспертное заключение на основании проведенных испытаний и исследований. В результате контрольно-надзорной деятельности было оформлено 270 протоколов об административных правонарушениях. За их устранением установлен строгий контроль», – подчеркнул Игорь Войстратенко.
Для того, чтобы предотвратить возможные нарушения, Мосгосстройнадзор активно проводит профилактические мероприятия с застройщиками.
«Инспекторы осуществляют профилактические визиты, консультируют участников строительства объектов метро и выдают им предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в строительной сфере. Всего наши специалисты за семь месяцев провели 448 подобных мероприятий», – пояснил Войстратенко.
Все о строительстве метро