Метро Москвы растет каждый день. В городских районах появляются как подземные, так и наземные линии. Но существуют места, где из-за проблем с ландшафтом невозможно проложить пути метрополитена. Тогда на помощь приходят метромосты.
Метромост – это мост, по которому проходят линии метрополитена. Он бывает открытым, крытым и даже совмещенным (когда по сооружению едут сразу и поезда, и машины).
Сейчас в Москве насчитывается 12 метромостов. Последний построили в составе перегона между станциями метро «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии над руслом реки Ликова.
Длина сооружения составила 598 м: 460 из них – это сам мост, а 138 – его наземный участок. Метромост состоит из 276 свай, 24 опор и 22 пролетов.
Мост начинается сразу за «Пыхтино» – первые опоры установлены рядом со стеной станции. Далее он проходит над руслом реки Ликова, после чего переходит в наземный участок.
Из-за изгиба мост выполнили по разрезной системе (один пролет – одна балка). Такой способ универсален и может применяться при любых типах грунтов.
На самом мосту уложены бесстыковые пути. Это железнодорожная линия с настолько длинными рельсами, что никакие природные и физические явления (например, деформация металла) не смогут привести к их сдвигу.
При монтаже таких путей количество стыков уменьшается в десятки и даже тысячи раз. Именно места стыков являются самыми уязвимыми и напряженными на железной дороге – затраты труда на их обслуживание достигают 40% от общих затрат. В них в первую очередь проявляются вредные воздействия от поездов. Поэтому чем меньше таких проблемных точек, тем лучше.
Под рельсами и путями обустроили гидроизоляцию. Вода сливается через подогреваемые воронки и трубы по опорам с помощью уклонов мостового полотна. Она поступает сразу в очистные сооружения.
| Тип | Открытый |
| Дата открытия | 20.03.1937 |
| Временное закрытие | 05.04.1953 – 07.11.1958 |
| Линия | Филёвская |
| Перегон | «Смоленская»–«Киевская» |
Однопролетный стальной балочный метромост через Москву-реку. Расположен между станциями «Смоленская» и «Киевская» Филёвской линии. Первый и старейший метромост в России – движение по нему открыто 20 марта 1937 года.
Авторы проекта – инженеры Н.П. Поликарпов, П.К. Антонов, архитекторы – братья Константин и Юрий Яковлевы. Консультанты – профессоры МИИТ Николай Стрелецкий и Георгий Евграфов.
Перед началом строительства второй очереди метро был проведен конкурс проектов оформления моста, из предложенных вариантов был выбран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.
5 апреля 1953 года движение поездов Арбатско-Филёвской ветки перевели на новую линию глубокого заложения, а саму ее переименовали в Арбатско-Покровскую. Тогда регулярное движение по мосту прекратили. Оно было возобновлено 7 ноября 1958-гос открытием новой Филёвской линии, использовавшей метромост, а также станции 1935 и 1937 годов постройки.
В 1978-м подходы к мосту накрыли шумопоглощающим коробом. Открытыми остались только участки над набережными и рекой.
В 2005-2012 годах подход к мосту со стороны «Смоленской» встроили в здание тяговой подстанции.
Метромост – двухпутный, с шириной между путями около 3,6 м. Его трасса в целом прямая, но на правом берегу при выходе с моста пути поворачивают и трасса уходит на юг, к Киевскому вокзалу. В основе моста – две пологие главные арки, длиной 150 м.
Смоленский метромост часто появляется в кино. Он снялся более чем в 10 фильмах, в том числе «Берегись автомобиля», «Верные друзья» и «Джентельмены удачи».
| Тип | Открытый |
| Дата открытия | 12.01.1959 |
| Временное закрытие | 01.06.1998 – 01.08.2002 |
| Линия | Сокольническая |
| Перегон | «Спортивная»–«Университет» |
Двухъярусный арочный мост через Москву-реку, соединяющий Лужники и Воробьёвы горы. Верхний ярус – автомобильный, соединяет проспекты Комсомольский и Вернадского. Нижний – станция метро «Воробьёвы горы» Сокольнической линии.
Авторы проекта – В.Г. Андреев, Н.Н. Рудомазин, К.Н. Яковлев, А.И. Сусоров, Н.И. Демчинский и др.
Мост был построен «Мостоотрядом № 4» в рекордно короткие сроки – 19 месяцев. Он стал первым в Москве двухъярусным мостом, в нижнем ярусе которого расположилась станция метро «Ленинские горы».
Однако он быстро пришел в негодность. По оценкам 1983 года, к этому времени мост потерял 60% своей несущей способности. Причины – сочетание проектных ошибок, дефектов гидроизоляции и использование соли при бетонных работах.
Станция была закрыта для пассажиров, а для движения поездов построили боковые пути.
В 1998-2002 годах он был фактически выстроен заново с использованием сохранившихся несущих арок и русловых опор.
Железобетонный трехпролетный арочный метромост. Основной пролет имеет длину 108 м, а общая длина 2030 м 1179 м с эстакадами. Ширина моста – 25,8 м.
Идея создать здесь мост появилась еще в 1930-х годах. Тогда к разработке планировки новых районов привлекли несколько мастерских Моссовета.
Трудность при проектировании составлял большой перепад высот между Лужниками на левом берегу реки и Воробьёвыми горами на правом. Архитектор Д.Ф. Фридман предложил для устранения перепада фактически срезать Воробьёвы горы на значительном протяжении.
В 1950-е годы, когда снова вернулись к этому вопросу, тоннель просто сделали в толще Воробьёвых гор.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 30.12.1963 |
| Линия | Сокольническая |
| Перегон | «Университет»–«Проспект Вернадского» |
Метромост находится на перегоне «Университет» – «Проспект Вернадского» Сокольнической линии. Он проходит над рекой Раменкой. Открыт 30 декабря 1963 года.
| Тип | Открытый |
| Дата открытия | 31.12.1965 |
| Линия | Сокольническая |
| Перегон | «Преображенская площадь» – «Сокольники» |
Преображенский метромост – третий из метромостов Москвы. Он расположен между станциями Сокольнической линии «Сокольники» и «Преображенская площадь», в 630 метрах от последней. Движение по нему было запущено 31 декабря 1965 года.
Метромост перекинут между Ганнушкина и Русаковской набережными, пересекает реку Яузу. Название получил от имени станции, а та, в свою очередь, – от Преображенской площади, на которую выходит.
По типу конструкции – трехпролетный. В нем использованы опоры для автомобильных мостов. Длина –330 м.
| Тип | Открытый |
| Дата открытия | 11.08.1969 |
| Линия | Замоскворецкая |
| Перегон | «Коломенская»–«Технопарк» |
Совмещенный мост. По нему проходит перегон между станциями «Коломенская» и «Технопарк» Замоскворецкой линии метро, а также проспект Андропова, то есть поезда и метро движутся на одном уровне.
Метромост построили в 1969 году по проекту инженера А.Б. Другановой и архитектора К.Н. Яковлева. Авторы проекта и строители получили за этот объект Государственную премию СССР.
Благодаря метромосту решилась проблема транспортной связи Кожухова и Нагатина, куда ранее приходилось добираться кружным путем – через Автозаводский (бывший Даниловский) мост. На это уходило около часа.
Длина моста составляет 233 м, 114 из которых находятся над рекой. Для автотранспорта выделено по три полосы движения в каждую сторону.
Мост на два года старше Нагатинского спрямления Москвы-реки. Его возвели на твердом грунте и лишь потом под ним проложили канал.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 29.09.1978 |
| Линия | Калужско-Рижская |
| Перегон | «Медведково»–«Бабушкинская» |
Это метромост через реку Яузу. Находится на границе между районами Северное Медведково и Бабушкинский. Выходит к ул. Грекова и проезду Шокальского.
Построен в 1978 году при продлении Калужско-Рижской линии на север, к станции «Медведково», и находится в 250 м от нее.
Закрытый, сверху присыпан землей. Пассажиры не замечают, что едут по мосту, однако для прогуливающихся сверху отчетливо слышен гул и ощущается вибрация почвы.
Мост находился в плохом состоянии до 2007 года, и тогда территорию метромоста облагородили. Наверху разбили клумбы и цветники, установили декоративные деревянные лестницы.
Мост железобетонный, двухпролетный. Под ним по обоим берегам сделаны пешеходные дорожки.
Объект возвели по технологии, когда над рекой сооружают бетонную рампу и делают насыпь. Этот способ позволяет проложить тоннели над землей и не менять ландшафт.
Медведковский метромост – единственный, который полностью держит тоннельные перегоны на собственных опорах. Он расположен над естественным уровнем ландшафта, то есть для него Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже уровня.
Однако, в отличие от остальных мостов, официального титула метромоста он не имеет, поэтому не отображен на многих технических картах.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 01.08.1990 |
| Линия | Сокольническая |
| Перегон | «Преображенская площадь» – «Черкизовская» |
Объект сооружен в 1990 году на перегоне «Преображенская площадь» – «Черкизовская» Сокольнической линии метро. Он проходит над рекой Сосенкой, которую убрали в коллектор, и рядом с Черкизовским прудом.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 01.03.1991 |
| Линия | Серпуховско-Тимирязевская |
| Перегон | «Владыкино» – «Отрадное» |
Метромост построили в 1991 году для перегона «Владыкино» – «Отрадное» Серпуховско-Тимирязевской линии. Он проходит над рекой Лихоборкой.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 25.12.1996 |
| Линия | Люблинско-Дмитровская |
| Перегон | «Волжская» – «Люблино» |
Объект построен в 1996 году на перегоне «Волжская» – «Люблино» Люблинско-Дмитровской линии. Проходит над рекой Пономаркой у Люблинского пруда.
| Тип | Крытый |
| Дата открытия | 26.12.2002 |
| Линия | Серпуховско-Тимирязевская |
| Перегон | «Аннино» – «Бульвар Дмитрия Донского» |
Метромост построен для перегона «Аннино» – «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии. Проходит над рекой Битцей.
| Тип | Открытый |
| Дата открытия | 26.12.2009 |
| Линия | Арбатско-Покровская |
| Перегон | «Митино» – «Волоколамская» |
Метромост построили в 2009 году. Он единственный находится в Московской области. Расположен на Арбатско-Покровской линии, между станциями «Мякинино» и «Волоколамская». Проходит над Москвой-рекой и связывает подмосковный город Красногорск с районом Митино.
Строительство моста началось в середине 1990-х годов, но было остановлено из-за отсутствия средств. Тогда он планировался для линии «Митино» – «Бутово». Когда работы прекратили, уже были возведены три капитальные опоры.
Строительство возобновили только в январе 2008 года, а в июне 2009-го мост достиг противоположного берега. После этого его соединили с тоннелями метро и 26 декабря запустили в составе участка «Строгино» – «Митино».
Длина мостового перехода составляет 439 м, из них 136 находятся над водой. Ширина моста – 17,4 м, высота – 14,5 м.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве