7 сентября 2023 года открылись три станции Люблинско-Дмитровской линии – «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех», которые сделали город ближе для 500 тыс. жителей столицы и близлежащих городов Московской области.
Теперь салатовая ветка насчитывает 26 станций, а ее эксплуатационная длина превысила 43 км. Она стала второй по протяженности среди радиальных линий столичной подземки после Арбатско-Покровской.
Строительство участка длиной 5,8 км стартовало в 2019 году. Он прошел вдоль Дмитровского шоссе.
| Расположение | пересечения Дмитровского шоссе и ул. 800-летия Москвы |
| Выходы | на обе стороны Дмитровского шоссе, к ул. 800-летия Москвы, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта |
| Количество вестибюлей | 2 |
Для оформления платформы «Яхромской» выбрано асимметричное красно-белое цветовое решение. Алюминиевые панели белой путевой стены украшает нанесенное методом сублимации (непрямая печать) художественное панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 году. Композиция площадью 815 кв. метров развернута на всю длину платформы. Автор – народный художник России Александр Рукавишников.
Противоположная путевая стена выполнена в красном цвете.
Особенности цветового решения станции подчеркивает и асимметричное освещение. Светильники белого бокового зала направлены на художественное панно. В то же время светильники противоположного красного зала скрыты от глаз пассажиров за пониженной средней частью потолка.
Тема архитектурных символов Москвы нашла свое отражение и в оформлении вестибюлей. Ромбические элементы потолка со встроенными светильниками повторяют декор луковиц-куполов храма Василия Блаженного, став выразительным элементом интерьера новой станции.
С ее открытием метро в шаговой доступности получили порядка 80 тыс. человек. Для них время поездки до ближайшей станции Большой кольцевой линии «Марьина Роща» сократилось до 18 мин., а путь до ближайшей станции Московского центрального кольца Окружная теперь займет всего 8 мин.
| Расположение | пересечение Дмитровского шоссе и МЦД-1 |
| Выходы | к Дмитровскому шоссе и Дубнинской ул. |
| Количество вестибюлей | 2 |
| Пассажиропоток | 67 тыс. человек в сутки (метро, МЦД и наземный городской транспорт) |
Дизайн «Лианозово» выполнен в сдержанных тонах – темно-сером и бежевом. Колонны, потолок и путевые стены облицованы металлическими панелями, пол – полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза.
Наземные павильоны оформлены салатовыми панелями – по цвету Люблинско-Дмитровской линии на схеме Московского метро.
В шаговой доступности от станции находятся жилые кварталы районов Лианозово, Восточное Дегунино и Дмитровский. Порядка 30 тыс. человек получили метро рядом с домом.
Пассажирам больше не надо ездить до станции «Алтуфьево», сократилось время поездки в центр города. Например, можно доехать до «Марьиной Рощи» БКЛ по прямой без пересадок всего за 21 мин. Ранее эта поездка на наземном городском транспорте занимала 36 мин. В два раза быстрее можно добраться и до МЦК: время в пути сократилось до 11 мин.
Благодаря появлению «Лианозово» снизилась нагрузка на станции Серпуховско-Тимирязевской линии до 26%, а также на прилегающие дороги, в том числе на Дмитровское шоссе – до 6% и Череповецкую ул. – до 11%.
Вместе со станцией метро открылся московский городской вокзал Лианозово первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Его перенесли на 350 м ближе к метро, что позволило сократить время пересадки в четыре раза.
| Расположение | севернее бул. Академика Ландау |
| Выходы | к Дмитровскому шоссе, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта |
| Количество вестибюлей | 2 |
| Пассажиропоток | более 10 тыс. человек |
Главным украшением «Физтеха» стали световые колонны в центре платформы. Между ними установлены широкие скамьи округлой формы.
Пол на станции выложен светлым гранитом с контрастными черными полосами, выделяющими скамьи. Наземный павильон с трех сторон окружен колоннадой.
С открытием станции город стал ближе для 175 тыс. человек – жителей района Северный и подмосковного г. Долгопрудный. У 18 тыс. жителей Северного появилось метро в пешей доступности.
Пользоваться этой станцией смогут студенты и преподаватели МФТИ, а также сотрудники технопарка «Физтехпарк».
| Расположение | Пересечение Локомотивного и 3-го Нижнелихоборского пр., вблизи платформы Окружная Савёловского направления МЖД |
| Выходы | На Гостиничный пр. |
| Количество вестибюлей | 2 (подземных) |
| Пассажиропоток | 97 тыс. человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик – более 12 тыс. человек в час |
«Окружную» построили на глубине 65 м. Все работы здесь велись буровзрывным способом. В ход шла взрывчатка, а землю поднимали наверх при помощи вагонеток.
В отделке использован натуральный камень – гранит черных и серых тонов, белый и бежевый мрамор с розовыми вкраплениями. Интерьеры «Окружной» отсылают к расположенной поблизости Савёловской железной дороге. Образ ж/д магистрали воссоздали за счет пяти линий светильников на потолке.
С вводом «Окружной» уменьшилась нагрузка на северный участок соседней Серпуховско-Тимирязевской линии, а также автомобильная нагрузка на Дмитровское шоссе.
Южный вестибюль «Окружной» ведет к Гостиничному пр., напротив д. 6. Северный интегрирован в городской вокзал Окружная, который объединяет станции метро, МЦК, платформу МЦД-1 и остановку наземного транспорта.
| Расположение | Пересечение Дмитровского шоссе и Бескудниковского бул. |
| Выходы | На обе стороны Дмитровского шоссе, к Бескудниковскому бул., Дубнинской ул. |
| Количество вестибюлей | 2 (подземных) |
| Пассажиропоток | 80 тыс. человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик до 10 тыс. человек в час |
«Верхние Лихоборы» – самая отдаленная от центра станция метро глубокого заложения. Ее оформили серым и черным гранитом, белым и многоцветным мрамором с серыми, красными и коралловыми вкраплениями.
Через южный вестибюль можно выйти к Дмитровскому шоссе, вл. 71. Северный вестибюль открылся позже. Его интегрировали в подземный переход с выходами на обе стороны Дмитровского шоссе, к Бескудниковскому бул., Дубнинской ул. и остановкам наземного транспорта.
Люблинско-Дмитровскую линию метро обслуживало электродепо «Печатники», но в связи с ее продлением ветки его мощностей стало не хватать. В 2018 году построили электродепо «Лихоборы».
Это, по сути, огромный завод на 1,5 тыс. рабочих мест. Здесь возвели метромост для выезда подвижного состава из депо и два однопутных тоннеля длиной около 4 км.
Общая площадь электродепо – 85,7 тыс. кв. м. В него входят отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, рельсосварочная станция, склад, мойка, камера мойки составов и административно-бытовой корпус.
Ночная стоянка вмещает 32 состава по восемь вагонов. Мойка может обслуживать до 16 поездов в сутки.
| Расположение | Пересечение Дмитровского и Коровинского шоссе |
| Выходы | На обе стороны Дмитровского и Коровинского шоссе |
| Количество вестибюлей | 2 (подземных) |
| Пассажиропоток | До 100 тыс. человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик 6,7 тыс. человек в час |
Сводчатые потолки над платформой и кассовыми залами создают ощущение воздушности. Вестибюли выполнили в стиле ар-нуво, который уже применялся на станции «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. Для этого стиля характерны конструкции, стилизованные под изогнутые формы растений, растительные арки и орнамент, указатели.
Архитекторы применили принцип перетекающего пространства, расширяющегося по пути следования пассажира. Переход, вестибюль станции, эскалаторный спуск и платформа образуют анфиладу залов. Этот архитектурный прием также призван обеспечить максимальную пропускную способность: пассажиры могут быстро сориентироваться и легко определить свое местоположение.
В отделке использовали гранит, керамогранит, композитные панели, молдинги из нержавеющей стали и закаленное стекло.
В 2016 году на Люблинско-Дмитровской линии открылись станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Все они глубокого заложения, их строили в сложнейших гидрогеологических условиях.
«Бутырская» стала 201-й станцией столичной подземки. Она находится на пересечении ул. Руставели с Огородным пр. Станцию строили на глубине 62 м без применения тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Метростроевцы использовали взрывчатку, затем вагонетками поднимали землю на поверхность.
Расположена на пересечении ул. Милашенкова с ул. Фонвизина. Через переход пассажиры могут выйти из метро к платформе монорельса Улица Милашенкова.
Станция получила название в честь писателя Дениса Фонвизина, и это отразили в дизайне – сделали стереоскопические панно с изображением героев комедии «Недоросль».
Рисунки изготовил художник Константин Худяков, работающий в жанре цифровой художественной техники. Их поместили в заранее сконструированную нишу между двумя стеклами, за счет чего был создан 3D-эффект.
«Петровско-Разумовская» расположена на глубине 65 м. С нее можно перейти на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии. Пересадка кросс-платформенная (по принципу станций «Китай-город»): один зал предназначен для поездов, направляющихся в сторону центра, второй – для составов, движущихся в обратном направлении.
Таким образом, при следовании в одном направлении (в центр или из центра) для пересадки с одной линии на другую достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве