Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Бочкарёв: новый участок Калининско-Солнцевской линии метро готов на 15%

Темы в материале

Общая готовность нового участка Калининско-Солнцевской линии метро со станциями «Пыхтино» и «Внуково» составляет 15%, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

По его словам, на обеих станциях участка завершена большая часть вспомогательных работ: возведены ограждающие конструкции котлованов станционных комплексов, заканчивается вынос инженерных коммуникаций в зоне строительства.

«Строители приступили к основному этапу работ. На станции «Внуково» начали возведение основных конструкций, на «Пыхтино» монолитные конструкции готовы более чем на 20%. Ведутся подготовительные работы для сооружения тоннеля от «Пыхтино» до «Рассказовки». Проходка тоннелей начнется весной», – уточнил Бочкарёв.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

В свою очередь генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг выступает управляющей компанией по строительству новых линий и станций метро) Юрий Кравцов добавил, что основные конструкции метромоста на перегоне между будущими станциями «Пыхтино» и «Внуково» готовы более чем на 70%, уже возведены все его опоры.

«Завершено сооружение всех 23 опор метромоста через реку Ликова между будущими станциями, при их изготовлении использовано 600 тонн арматуры и залито 2720 кубометров бетона», – отметил Юрий Кравцов.

Сейчас закончено бетонирование 18 из 22 пролетных строений метромоста – это более 300 тонн периодической арматуры, более 250 тонн преднапрягаемой арматуры и 3600 кубометров бетона. Длина моста составит 460 метров, он позволит поездам метро пересекать реку Ликова.

Ввод нового участка Калининско-Солнцевской ветки улучшит транспортную инфраструктуру Новой Москвы. Кроме того, Внуково станет первым в России аэропортом, у которого будет собственная станция метро. Ее интегрируют в инфраструктуру аэровокзала и свяжут с железной дорогой, а рядом возведут перехватывающую парковку.

Напомним, сегодня мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства станции метро «Пыхтино».

«Впервые в истории города метро дойдет до столичного аэропорта Внуково. Это практически уникальный проект и в мировой практике. Мало где городское метро доходит до аэропортов, таких проектов практически не существует. Проект сложный: это продолжение Калининско-Солнцевской ветки метро, которую мы построили, и которая является одной из самых протяженных по радиусу в московской подземке. Она будет еще длиннее, пройдет «Пыхтино» как через промежуточную станцию, и дальше – на Внуково», – сказал Сергей Собянин.

 

Станции метро «Пыхтино» и «Внуково» построят в 2023 году

 

Желтая линия метро придет во Внуково в 2022 году

 

Строительство Калининско-Солнцевской линии метро

Информационная служба портала Стройкомплекса