Специалисты Группы компаний «Мосинжпроект» провели научно-технический семинар, посвященный предотвращению и устранению аварийных ситуаций при обводнении монолитных железобетонных конструкций подземных транспортных сооружений.
Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций столичного метро.
«Московское метро развивается в сложных гидрогеологических условиях, и Мосинжпроект при подземном строительстве активно внедряет передовые разработки, в том числе в области гидроизоляции. Они позволяют новым транспортным объектам долгие годы оставаться надежными и безопасными, а также сокращают время и ресурсы, необходимые для их создания», – подчеркнул исполнительный директор – руководитель Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
По его словам, на семинаре специалисты инжинирингового холдинга поделились опытом применения инноваций с коллегами из профильных организаций. В мероприятии приняли участие свыше 20 представителей Федерального центра нормирования и стандартизации Минстроя России, Тоннельной ассоциации России, ГУП «Московский метрополитен», ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»», ОАО «Минскметропроект», ООО «СиАрСиСи Рус», ООО «Промэнергоресурс», ГКУ УДМС, ООО «Проминжиниринг» и ООО «Технология битума».
«Одной из представленных новых технологий стало применение гидроизоляция на основе битумно-полимерной эмульсии с использованием напыляемых составов с армирующей основой. В ходе ее тестирования такая гидроизоляция показала свое превосходство над другими разработками», – отметил руководитель отдела научно-технического сопровождения строительства АО «Мосинжпроект» Дмитрий Конюхов.
Он добавил, что участники семинара посетили стройплощадку станции «Тютчевская» Троицкой линии метро, где им было продемонстрировано нанесение напыляемой гидроизоляции, а также уже возведенные конструкции с применением этой технологии.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Напомним, Группа компаний «Мосинжпроект» является участником ключевых градостроительных программ Москвы, одним из крупнейших инжиниринговых холдингов России, включена в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ.
Строительство метро в Москве
Информационная служба портала