Специалисты АО «Мосинжпроект» познакомили москвичей с современным процессом строительства подземных транспортных объектов на примере станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро, сообщил генеральный директор инжинирингового холдинга Сергей Жуков.
Он напомнил, что экскурсии на столичные стройки и другие городские объекты в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» организует Градостроительный комплекс столицы.
«Экскурсия на строящуюся станцию метро дает возможность жителям Москвы увидеть реальную работу строителей, узнать секреты сложного и интересного процесса создания современной транспортной инфраструктуры. Специалисты рассказали об особенностях сооружения станционных комплексов в условиях многомилионного города с плотной городской застройкой, различных способах строительства, тонкостях работы тоннелепроходческих щитов и многом другом», – отметил Сергей Жуков.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Глава холдинга уточнил, что стройплощадка станции «ЗИЛ» выбрана не случайно – это хороший пример возведения крупного объекта столичной подземки. Помимо станции, здесь строятся оборотные тупики для подвижного состава и создается задел для будущих пересадок, в частности на перспективную Бирюлёвскую ветку.
Станция «ЗИЛ» Троицкой линии метро возводится у пересечения проспекта Лихачёва с ул. Лисицкого, рядом с парком «Тюфелева роща» и станцией ЗИЛ Московского центрального кольца на территории активно развивающегося кластера на месте бывшего завода им. Лихачёва.
Уже готовы основные монолитные конструкции станционного комплекса, строители приступили к архитектурной отделке.
Масштабный форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030» проходит с 1 августа по 8 сентября 2024 года и предлагает каждому москвичу включиться в диалог о будущем столицы.
Для участников подготовлено множество площадок и тематических зон. Доступны разные познавательные экскурсии на важные объекты городской инфраструктуры, лекции от исследователей и топовых отраслевых экспертов, маркеты будущего, выставки инноваций, кинопоказы и многое другое.
АО «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций столичного метро. С участием холдинга с 2011 года введено свыше 160 км линий и 75 станций метро, построено и реконструировано 12 электродепо.
Детская стройплощадка в Лужниках