Завершены работы по сооружению ограждающих конструкций котлована строящейся станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Строители применили технологию «стена в грунте», которая широко используется для ограждения котлованов в условиях плотной городской застройки, что исключает осадку фундаментов зданий. В отличие от предыдущих участков Люблинско-Дмитровской линии, на «Физтехе» привычная гидрогеология с отсутствием больших водопритоков», – сказал Андрей Бочкарёв.
Миланский способ строительства: «стена в грунте»
Метод «стена в грунте», или как его еще называют «топ даун» – это вариант траншейного способа работ по строительству подземных сооружений.
По этой технологии сначала сооружают глубокий котлован (глубина должна быть больше его ширины). Затем в нем возводят несущую конструкцию (стену), которая будет удерживать котлован от обрушения. А только затем начнут возведение самого объекта.
Назад
- При строительстве автомобильных тоннелей и станций метро.
- При устройстве подземных гаражей и паркингов.
- При возведении портовых, причальных сооружений.
- При наземной застройке: когда из-за тесных условий и вибрации есть риск повредить соседние здания.
- В проблемных гидрогеологических условиях.
Назад
- Практически неограниченная глубина подземных работ.
- Возможность обнесения периметра любой конфигурации.
- Отсутствие вибрации и шума.
- При одновременном устройстве фундамента и подвала не нужно вывозить большое количество грунта.
- Не требуется замораживание и водопонижение грунта.
- Не требуется перекрывать дорожное движение.
- Существенная экономия средств (в среднем около половины сметной стоимости).
- Сокращение сроков проведения работ.
- Возможность работ в стесненных условиях.
- Меньший объем земляных работ.
- Низкая энергоемкость и высокая скорость.
Назад
Траншейный метод впервые был применен при строительстве метрополитена в Милане (Италия) в 50-е годы 20-го столетия и потому такой способ называется «миланским».
Отличие «миланского» метода состоит в том, что стены, сооруженные в траншеях, являются одновременно и основными конструкциями тоннеля. После сооружения стен выкапывается неглубокий котлован для устройства перекрытия тоннеля, которое опирается на уже сооруженные стены и объединяется с ними. Таким образом, перекрытие служит одновременно и распоркой, удерживающей стены от «складывания».
Метод «стена в грунте» получил широкое распространение во всем мире.
В столице его активно применяют при строительстве станций метро, дорожных тоннелей и других объектов.
Назад
По словам заммэра, у «Физтеха» один из самых протяженных котлованов на строящемся участке продления салатовой линии – более 600 метров. Это связано с тем, что станция станет конечной на севере салатовой ветки, за ней будут находиться оборотные тупики.
Генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков уточнил, что основной этап выноса инженерных коммуникаций выполнен. Продолжается сооружение монолитных конструкций станции, началась укладка путевого бетона в перегонных тоннелях в сторону станции «Лианозово».
«Завершена бетонная подготовка под здание эксплуатационных помещений с эвакуационным выходом. Это позволило приступить к гидроизоляции, а также открыло фронт работ на платформенном участке», – добавил Сергей Жуков.
Станция «Физтех» – односводчатая, мелкого заложения, с одним подземным вестибюлем, она расположена вдоль Дмитровского шоссе, севернее бульвара Академика Ландау. Единственный вестибюль будет связан с платформой эскалаторами.
Длина северного участка Люблинско-Дмитровской линии составляет около 6 км и включает три станции: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Их запуск улучшит транспортную доступность для жителей районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Лианозово и поселка Северный.
Открыть движение на участке планируется во второй половине 2023 года.

Все о строительстве метро
Информационная служба портала