Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Качество бетона проверили на стройке метро «Университет Дружбы народов»

Темы в материале

Эксперты проверили котлован станции «Университет Дружбы народов» Коммунарской линии метро, сообщили председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко.

«Совместно со специалистами Центра экспертиз проведена оценка соответствия качества поверхности железобетонных конструкций, класса бетона по прочности на сжатие, толщины защитного слоя бетона и шага армирования в железобетонных конструкциях. Отклонений показателей от проекта не зафиксировано», – сказал Олег Антосенко.

Он уточнил, что строительство финансируется из Адресной инвестиционной программы (АИП) Москвы.

25 ноября мэр Сергей Собянин запустил в работу тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Светлана» диаметром шесть метров. Машина построит тоннель от станции «Университет Дружбы народов» до «Улицы Новаторов» на глубине 30 метров. Длина тоннеля составит 2,7 км.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Напомним, Коммунарская линия стартует от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская, пересечет Калужско-Рижскую линию в районе «Академической» и Большой кольцевой линии (БКЛ) на станции «Улица Новаторов», пройдет через несколько районов Юго-Западного округа столицы до поселка Коммунарка Новой Москвы.

«Эта линия очень важна для юго-запада города новой Москвы, для Коммунарки и Щербинки. Первый этап этой стройки, надеюсь, будет завершен в 2023 году», – сказал Сергей Собянин на запуске первого щита.

На втором этапе работ ветку продлят до Троицка. Длина Коммунарской линии составит порядка 40 км, на ней будет 16 станций.

Все о строительстве метро до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

На Коммунарской линии метро начали строить первый тоннель

 

От Троицка до центра столицы – за 40 минут

 

Когда построят линию метро до Троицка

 

Строительство метро в Новой Москве

Информационная служба портала Стройкомплекса