Началось строительство левого тоннеля от станции «Университет Дружбы Народов» до станции «Улица Новаторов» Коммунарской линии метро, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Коммунарская линия длиной около 40 км станет самой протяженной в столичной подземке. Она протянется от Московского центрального кольца до поселка Коммунарки и дальше. Значительная ее часть, порядка 20 км, пройдет в границах «старой» Москвы. Новой линией будут пользоваться порядка 100 тыс. человек ежедневно, разгрузятся Калужско-Рижская и Сокольническая линии метро», – сказал Сергей Собянин.
По его словам, также эта линия важна для жителей Новой Москвы – Коммунарки, Щербинки.
«Это большая, значимая стройка. Планируем первый этап закончить в 2023 году», – уточнил Собянин.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин добавил, что второй щит на этой станции планируется запустить через месяц.
«Третий, со станции «Славянский мир», стартует до конца этого года. В начале следующего года поступят еще три щита», – отметил Марс Газизуллин.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Напомним, Коммунарская линия стартует от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская, пересечет Калужско-Рижскую линию в районе «Академической» и Большой кольцевой линии (БКЛ) на станции «Улица Новаторов», пройдет через несколько районов Юго-Западного округа столицы до поселка Коммунарка Новой Москвы.

На втором этапе работ ветку продлят до Троицка. Длина Коммунарской линии составит порядка 40 км, на ней будет 16 станций.
Все о строительстве метро до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.
Началось строительство станции Коммунарской линии
От Троицка до центра столицы – за 40 минут
Когда построят линию метро до Троицка
Строительство метро в Новой Москве