Общестроительная готовность участка продления Люблинско-Дмитровской линии метро оценивается более чем в 50%, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Земляные работы на строящемся участке салатовой ветки метро со станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» практически завершены – было разработано порядка 630 тысяч кубометров грунта. Монолитные конструкции выполнены на две трети, всего уложено свыше 80 тысяч кубометров бетона», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, тоннелепроходка между новыми станциями окончена год назад, а сейчас близятся к завершению работы по обустройству пройденных тоннелей. Длина участка продления Люблинско-Дмитровской линии составляет порядка 6 км.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (Группа компаний – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству линий и станций московского метро) Юрий Кравцов отметил, что сейчас продолжаются активные работы по созданию всех трех станционных комплексов на участке.
«Ведется устройство внутренних стен и перегородок, уже началась архитектурная отделка как служебных помещений, так и пассажирской зоны», – уточнил Юрий Кравцов.
Глава холдинга добавил, что строители скоро приступят к монтажу основных инженерных систем на станциях «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».
«Каждая из трех новых станций получит уникальный облик», – подчеркнул Юрий Кравцов, напомнив, что недавно мэр Москвы Сергей Собянин утвердил архитектурное решение последней станции участка – «Физтех» в поселке Северный.
Продление Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный позволит улучшить транспортную доступность для жителей районов Дмитровский, Восточное Дегунино и Лианозово. Ожидается, что ввод участка позволит экономить жителям севера столицы до 20 минут времени на поездки по городу.
Строительство метро в Москве
Информационная служба портала