95 выездных проверок на строящихся объектах московского метрополитена провели инспекторы Мосгосстройнадзора с января по май 2023 года, сообщил председатель ведомства Игорь Войстратенко.
«Строительство столичного метро требует пристального внимания, зачастую работы ведутся в сложных грунтах и условиях плотной городской застройки. Инспекторы Мосгосстройнадзора в ходе проверок оценивают организацию строительного процесса, следят, выполняются ли требования охраны труда, ведут мониторинг состояния наземных сооружений в районе работ и многих других параметров», – сказал Игорь Войстратенко.
Под контролем Мосгосстройнадзора сейчас находится 94 строящихся объекта столичной подземки. В соответствии с сформированным планом контрольно-надзорных мероприятий, в июне 2023 года на них планируется провести 14 выездных проверок.
«Проверка пройдет на создающемся участке Рублёво-Архангельской ветки метро, которая улучшит транспортное обслуживание жителей районов Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники. Кроме того, надзорные мероприятия будут организованы на Филёвской и Кольцевой линиях. Специалисты осмотрят площадки строительства сопутствующей инфраструктуры для технического обслуживания и ремонта подвижного состава – электродепо «Саларьево», «Выхино», «Аминьевское» и «Нижегородское», – отметил Войстратенко.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Он добавил, что инструментальный контроль качества строительства метро осуществляют специалисты Центра экспертиз.
«Коллеги из Центра оценивают прочность несущих конструкций, качество отделки станционных комплексов, проверяют соответствие стройматериалов требованиям утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы. За пять месяцев специалисты провели серию испытаний и исследований, на основе которых было составлено 461 экспертное заключение», – добавил Войстратенко.
На ряде объектов были выявлены нарушения качества строительно-монтажных работ и отступления от требований в области промышленной безопасности. Основная часть зафиксированных нарушений уже устранена.
В ходе профилактической работы с застройщиками и лицами, осуществляющими строительство объектов метро, за пять месяцев 2023 года проведено 190 консультирований, организовано семь профилактических визитов, а также объявлено 89 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в строительной сфере.
Москвичи выбрали цвета трех линий метро