timelapse
Планета БКЛ
Все темы

Программа развития метро Москвы стала темой номера издания Британской тоннельной ассоциации

Темы в материале

Журнал Tunnels & Tunnelling, издаваемый при поддержке Британской тоннельной ассоциации (British Tunnelling Society – BTS), посвятил ноябрьский номер программе расширения сети московского метрополитена.

Мега-проект российской столицы по своим масштабам и интенсивности не имеет аналогов среди европейских мегаполисов.

В интервью британскому изданию генеральный директор городской группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова прокомментировала технологические решения, которые позволили ускорить программу. Переход к концепции метро мелкого заложения, увеличение щитовой проходки, в том числе 10-метровыми тоннелепроходческими комплексами, BIM-проектирование и т.п. сделали возможным этот рывок. В результате сеть метро Москвы за 11 лет получила 59 новых станций и более 120 км линий.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Руководитель российского инженерного центра особенно подчеркнула важность перехода к цифровым технологиям в инфраструктурном строительстве.

«В частности, специалисты нашего холдинга оперативно прошли путь от фрагментарного использования технологий информационного моделирования до создания полностью в BIM-среде первого в стране объекта метро. Сегодня наша команда расширяет функционал цифровых моделей за счет интеграции в них дополнительных программных продуктов, в том числе графиков сетевого планирования, аналитических расчетов по развитию пожара и эвакуации, комплексных геомеханических моделей грунтов и так далее», – пояснила генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

ГК «Моспроект-3» стала победителем премии denkmal awards

Информационная служба портала Стройкомплекса