Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о завершении проходки тоннелей Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
«Сегодня историческое событие не только для нашего города, но и для всего мирового метростроения. Закончена проходка самого большого метрокольца в мире. В однопутном исчислении проложено 143 км подземных линий. Это огромный объем. Целый город под городом», – сказал Сергей Собянин, передает АГН «Москва».
По его словам, следующий этап – обустройство оставшихся станций. Мэр выразил надежду, что в течение следующего года эта большая работа будет завершена.
Сергей Собянин подчеркнул, что на отдельных участках велась ручная проходка в сложных условиях на глубине до 70 метров.
«Хочу поблагодарить строителей за тот подвиг, который они совершили, проведя такую гигантскую работу», – отметил мэр Москвы.
Последним пройденным тоннелем БКЛ стал двухпутный длиной 1,2 км от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара». Он проходит вдоль Нагатинского затона под Коломенской улицей на глубине от 15 до 22 метров.
Работы вел тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Лилия» диаметром 10 метров, изготовленный в Германии по заказу АО «Мосинжпроект» в 2015 году. Это первый щит большого диаметра, который ранее проложил первый двухпутный тоннель БКЛ – от станции «Мнёвники» до «Кунцевской», а также участвовал в строительстве Некрасовской линии метро.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Система тоннелей БКЛ представляет собой симбиоз классических однопутных тоннелей и новых для Москвы двухпутных тоннелей большого диаметра. Тоннели большого диаметра проложены на двух участках: первый начинается от станции «Мнёвники» и заканчивается за станцией «Давыдково», второй начинается от станции «Текстильщики» и заканчивается за станцией «Кленовый бульвар».
Проект Большого кольца метро предполагает строительство 31 станции, общая длина кольца составит около 70 км. БКЛ соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой линии. На БКЛ уже открыто 22 станции. Полностью замкнуть кольцо планируется в 2023 году.
100 станций метро и МЦК ввели в Москве с 2011 года
Все о строительстве метро