Вошли в историю: на БКЛ метро завершена проходка всех тоннелей
В Москве завершена проходка всех тоннелей Большой кольцевой линии метро. Она сомкнулась и теперь станет самой протяженной в мире, обогнав прежнего лидера – кольцевую ветку подземки в Пекине. БКЛ – это 70 км линий и 31 станция. Из них 22 уже работают, там можно сделать пересадку, минуя центр. Путь из одного района в другой стал минимум на полчаса быстрее.
На оставшихся девяти станциях работа кипит. Запустить движение по всему метрокольцу планируется в 2023 году.
29 декабря 2021 года завершена проходка последнего участка БКЛ от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара». Тоннель длиной 1,2 км проложил ТПМК «Лилия» диаметром 10 метров. Щиты такого диаметра строят один двухпутный тоннель, где поезда будут двигаться в разных направлениях.
Путь «Лилии» проходил вдоль Нагатинского затона под Коломенской улицей на глубине от 15 до 22 метров.
Щит-гигант изготовили в Германии по заказу АО «Мосинжпроект» в 2015 году. Это первый щит большого диаметра, который участвовал в строительстве Некрасовской линии, а на БКЛ он проложил первый двухпутный тоннель – от станции «Мнёвники» до «Кунцевской».
Проходка тоннелей метро – сложнейший технологический процесс. Разнообразие геологических структур и плотная городская застройка, пересечение автомагистралей и железнодорожных путей – все это необходимо было решать при строительстве БКЛ.
Большинство тоннелей «кольца» проходят глубже других линий. Например, участок от «Савёловской» до «Электрозаводской». Самой глубокой станцией здесь станет «Марьина Роща», которая находится на уровне более 70 метров под землей.
Выше радиальных линий Большая кольцевая проходит у станций «Петровский парк», «Каховская», «Электрозаводская», «Авиамоторная» и «Новаторская».
В общей сложности БКЛ имеет 23 пересечения с другими линиями метро и 18 – с МЦД и МЦК. Во время проходки тоннелей проводились дополнительные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу действующих станций метро, а также специальное укрепление железнодорожного полотна.
Кроме того, тоннели БКЛ проходят под пяти водными артериями города.
Тоннели Большой кольцевой линии метро представляет собой симбиоз классических однопутных тоннелей и новых для Москвы двухпутных тоннелей большого диаметра. Всего на строительстве БКЛ работали 33 ТПМК, четыре из них – диаметром 10 метров.
Тоннели большого диаметра проложены на двух участках: первый начинается от станции «Мнёвники» и заканчивается за станцией «Давыдково», второй – от станции «Текстильщики» и заканчивается за станцией «Кленовый бульвар».
Напомним, БКЛ запускали частями. В 2018 году запущены первые шесть станций – «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк», «Савёловская». В 2020 году построены еще четыре – «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская».
В 2021 году были открыты две станции – «Народное Ополчение» и «Мнёвники», затем осуществлен единовременный рекордный ввод еще 10 станций.
Открытие полноценного движения по БКЛ позволит улучшить транспортное обслуживание 3,3 млн. человек в 34 районах, из которых 1,2 млн. человек проживают в пешей доступности от новых станций.
Завершена проходка всех тоннелей БКЛ метро
Все о строительстве метро
