Экспозицию «Город для каждого», где также был представлен стенд Группы компаний «Мосинжпроект», в концертном зале «Зарядье» в рамках Московского урбанистического форума (МУФ) в 2023 году посетили более 250 тыс. человек, сообщили в пресс-службе инжинирингового холдинга.
ГК «Мосинжпроект» – один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, участник ключевых градостроительных программ столицы, включенный в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ, выступил «Эксклюзивным партнером» Московского урбанистического форума – 2023.
В числе главных точек притяжения для посетителей площадки в «Зарядье» оказался стенд ГК «Мосинжпроект», где можно было окунуться в процесс строительства знаковых объектов столицы, а также самостоятельно протестировать строительные профессии, например, оператора тоннелепроходческого комплекса, или построить тоннель метро в интерактивной песочнице.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Среди главных гостей стенда – руководители Строительного комплекса страны и города: заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, и.о. руководителя Департамента строительства Рафик Загрутдинов, депутат Госдумы Владимир Ресин и другие официальные лица.
«Зарядье» – одна из главных площадок МУФ-2023: здесь прошла выставка «Город для каждого» и деловая программа форума «Москва 2030. Город, устремленный в будущее», собравшая лучших профессионалов в сфере градостроительства из разных стран, обсудивших мировые тенденции в области создания комфортной городской среды.
За месяц работы здесь состоялись конференции, дискуссии, круглые столы, были представлены различные экспозиции для участников и гостей форума.
ГК «Мосинжпроект» в рамках деловой программы форума была организована экспертная дискуссия «Невидимая стройка. Трансформация управления в строительной отрасли», в которой приняли участие представители Стройкомплекса Москвы, НИУ МГСУ и холдинга «Мосинжпроект».
МУФ посетили свыше 7,5 млн человек
Информационная служба портала