Строительство электродепо «Нижегородское» для обслуживания поездов Большой кольцевой линии (БКЛ) метро находится в завершающейся стадии, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
«Через несколько месяцев заканчивается строительство Большой кольцевой линии метро, и для ее запуска и эффективной эксплуатации требуется огромная инфраструктура. Как вы знаете, на западе мы строим огромное электродепо «Аминьевское», а на востоке – «Нижегородское». Тоже большое депо, одно из крупнейших. Сюда будут сразу заходить около 30 составов метрополитена. До конца декабря здесь должны уже стоять поезда и проводиться испытания», – сказал Сергей Собянин, передает АГН «Москва».
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Он напомнил, что для размещения депо была выбрана территория бывшего завода по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича.
«Мы не потеряли эту площадку. В свое время РЖД передали ее, и здесь появился современный завод: 900 рабочих мест, все достаточно современно и технологично», – добавил мэр.
Также он отметил уникальность расположения – в границах Третьего транспортного кольца.
«70 лет в Москве электродепо не строились так близко к центру города. Это диктуется неотъемлемостью запуска БКЛ», – пояснил Собянин.
Заместитель генерального директора компании-подрядчика АО «Моспромстрой» Янис Карибов доложил мэру, что работы идут к завершению, общая площадь всех строений составляет 118 тыс. кв. метров.
«Уверенно говорю и заявляю ответственно: в самое ближайшее время депо будет готово», – сказал Янис Карибов.
Строительство электродепо «Нижегородское» началось в 2015 году. Для его размещения была выбрана территория бывшего Московского завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича на шоссе Энтузиастов, д. 4, стр. 30.
В 2016 году было завершено сооружение административно-бытового корпуса депо.
Сейчас достраивается основной пусковой комплекс депо – отстойно-ремонтный корпус с производственными мастерскими, мотодепо, камера мойки подвижного состава, здание эксплуатационного персонала и другие объекты.
В депо будет создано порядка 900 рабочих мест. Для персонала создадут максимально комфортные условия для эффективной работы и полноценного отдыха.
33 комнаты отдыха локомотивных бригад организованы по типу гостиничных номеров – с размещением в одном блоке с санузлом.
Медицинская служба включает кабинеты предрейсовых осмотров, врача, процедурную, прививочный кабинет, кабинет медицинского психолога и комнату восстановительных мероприятий.
Также предусмотрены тренажерный зал с кабинетом инструктора по физической культуре и открытая спортивная площадка, актовый зал на 170 мест, столовая на 98 мест и хозяйственные помещения – прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды.
Строительство электродепо для поездов метро