Каховская ветка скоро полностью войдет в состав Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«До недавнего времени она была самой короткой в столичном метро и не пользовалась популярностью. Укороченные поезда ходили с интервалом 5 минут. На линии всего три станции. До конца этого года планируем завершить работы на «Варшавской» и «Каширской». В прошлом году мы закончили реконструкцию «Каховской», – написал Сергей Собянин в своем Telegram-канале.
Мэр пояснил, что эти станции разбираются и строятся заново: заменяются основные конструкции, оборудование, обновляется облицовка стен. Исторический облик сохраняется, включая восемь оригинальных панно-барельефов скульптора З.М. Ветровой на «Каширской», украшающих путевые стены.
«Каширская» расположена на пересечении ул. Маршала Шестопалова и Каширского шоссе. Она мелкого заложения, колонная, трехпролетная. С нее можно совершить кросс-платформенную пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии.
«Каширскую» построили по типовому проекту, популярному в 1960-70 годах. Реконструкция здесь стартовала в 2019 году. В ходе работ стены платформенной части станции будут отделаны саянским мрамором и лабродоритом. Пол выложат сибирским гранитом и габбро.
Обновление вестибюлей включает облицовку стен саянским мрамором, для цоколя выбран темный сибирский гранит.
Сейчас на станции продолжается монтаж инженерных коммуникаций, устройство фасадов западного вестибюля и благоустройство прилегающей территории. Ее готовность составляет 82%.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
По оценкам, к 2025 году пассажиропоток станции «Каширская» БКЛ метро составит порядка 22 тыс. человек.
«После включения в состав БКЛ интервал движения сократится до 1,6 минуты. Пассажиры смогут без пересадок ездить в десятки районов, сэкономят массу времени в дороге. Так, путь от «Каширской» до «Университета» станет короче почти в два раза», – пояснил Собянин.
С вводом нового участка БКЛ со станцией «Каширская» улучшится транспортное обслуживание районов Зюзино, Москворечье-Сабурово, Нагорный и Нагатино-Садовники. Снизится нагрузка на Кольцевую линию и участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской веток.
Напомним, комплексная реконструкция Каховской ветки для включения ее в состав БКЛ метро началась весной 2019 года. В 2021-м завершились работы на станции «Каховская», которая открылась в составе южного участка БКЛ от «Проспекта Вернадского» до «Каховской».
Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.
Большое кольцо свяжет существующие и перспективные линии Московского метрополитена. Готовность БКЛ составляет 96%.
Все о строительстве БКЛ метро