Обслуживать поезда самого большого метрокольца в мире – Большой кольцевой линии – будут три московских электродепо: действующее «Замоскворецкое», строящиеся «Аминьевское» и «Нижегородское». В последнем сейчас достраивают корпус для ремонта и отстоя поездов. На ночную стоянку сюда смогут заходить 30 составов.
О строительстве электродепо «Нижегородское» – в нашем фоторепортаже.

Строительство электродепо «Нижегородское» началось в 2015 году. Депо решено было разместить на территории бывшего Московского завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича на шоссе Энтузиастов, д. 4, стр. 30. Это значит, что здесь по-прежнему будут ремонтировать и обслуживать пассажирские вагоны, но уже не для поездов дальнего следования, а для Московского метрополитена.
«На западе мы строим огромное электродепо «Аминьевское», а на востоке – «Нижегородское». Тоже большое депо, одно из крупнейших. До конца декабря здесь должны уже стоять поезда и проводиться испытания», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Электродепо «Нижегородское» находится практически в центре Москвы, в одном из исторических районов столицы – Лефортово. Интересно, что новых депо в пределах Третьего транспортного кольца в Москве не строили уже почти 70 лет. В столице есть всего два действующих депо – «Северное» и «Красная Пресня» – расположенных также близко к центру города, как и «Нижегородское».
В 2016 году было завершено строительство административно-бытового корпуса депо. Сейчас достраивается основной пусковой комплекс депо – отстойно-ремонтный корпус с производственными мастерскими, мотодепо, камера мойки подвижного состава, здание эксплуатационного персонала и другие объекты.

Въезжать и выезжать в электродепо «Нижегородское» подвижной состав будет по соединительной ветке от камеры съездов за станцией метро «Нижегородская». Общая длина путей, которые проложили в депо «Нижегородское» с учетом этой соединительной ветки, составляет более 13 км, что сопоставимо с расстоянием между четырьмя станциями Большой кольцевой линии от «Кленового бульвара» до «Текстильщиков».

Ремонт разной степени сложности в «Нижегородском» будут проходить 288 вагонов в год. В соответствии с регламентами обеззараживания подвижного состава московского метро уборка и мойка поездов будет проводиться ежедневно, а дополнительная обработка вагонов – раз в 10 дней.
Для эффективной работы и полноценного отдыха персонала создадут максимально комфортные условия. 33 комнаты отдыха локомотивных бригад оборудуют по типу гостиничных номеров – с размещением в одном блоке с санузлом.
Также предусмотрены тренажерный зал и открытая спортивная площадка, актовый зал на 170 мест, столовая на 98 мест и хозяйственные помещения: прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды.
Медицинская служба будет включать кабинеты врача, предрейсовых осмотров, прививочный, медицинского психолога, процедурную и комнату восстановительных мероприятий.
Открыть электродепо «Нижегородское» планируется в 2023 году.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Всего с 2011 года в Москве было открыто 100 станций метро и МЦК. А для обслуживания подвижного состава столичного метрополитена построили и реконструировали 11 электродепо. Помимо выполнения своей основной функции – стоянки, планового обслуживания и мойки поездов – электродепо являются базовыми предприятиями Московского метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, а также служат для размещения персонала и оборудования различных служб метро.
«Одно электродепо в Москве обеспечивает рабочие места в среднем почти для тысячи сотрудников. Это важная мера поддержки экономики города. Электродепо – довольно крупное предприятие, обеспечивающее занятость квалифицированным специалистам», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Глава Стройкомплекса отметил, что в новых электродепо создано около восьми тысяч рабочих мест.
Завершается строительство электродепо «Нижегородское»