Строители приступили к устройству зенитных фонарей на кровле отстойно-ремонтного корпуса электродепо «Южное», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Продолжается строительство отстойно-ремонтного корпуса в составе электродепо «Южное». Ведется установка ограждающих конструкций и стеновых панелей. В ходе устройства кровли начат монтаж зенитных фонарей. Площадь остекления превысит 2 тыс. кв. метров», – сказал Андрей Бочкарёв.
Глава Стройкомплекса подчеркнул, что в состав основного пускового комплекса электродепо войдут отстойно-ремонтный корпус, здание мотодепо, производственные мастерские, камера мойки подвижного состава и другие объекты.
Всего на территории застройки площадью более 13 га возведут 33 здания и сооружения разного производственного назначения.
Как отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (входит в Группу компаний «Мосинжпроект» – оператора программы развития столичного метро) Константин Маслаков, сейчас выполнены каркасы 20 зенитных фонарей. Всего предстоит смонтировать 128 единиц.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
«Зенитный фонарь – конструкция на кровле, состоящая из алюминиевого профиля и светопрозрачного заполнения из энергосберегающего стекла. Фонари обеспечивают естественное освещение и вентиляцию помещений. Их применение отвечает принципам энергоэффективности и позволяет минимизировать использование искусственного освещения до 40% при организации производства», – подчеркнул Константин Маслаков.
Руководитель «МИПСТРОЙ 1» добавил, что в составе отстойно-ремонтного корпуса продолжается устройство основания под верхнее строение пути, ведется подготовка к укладке рельсового полотна.
Напомним, сейчас в Москве насчитывается 20 действующих электродепо. На разных стадиях реконструкции и строительства находятся шесть: «Нижегородское», «Южное», «Саларьево», «Владыкино», «Выхино», «Аминьевское», благодаря чему в столице будет создано 7 тыс. рабочих мест.
14 февраля мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства электродепо «Южное».
«В районе Братеево строится крупнейший в стране комплекс по эксплуатации и ремонту вагонов метро. Первую очередь мы закончили в 2013 году, вторую заканчиваем уже в этом году. Все основные работы завершатся. В следующем году комплекс должен начать функционировать в полном объеме. Это важно и для Замоскворецкой линии, на которую будут выходить новые вагоны, и для Большой кольцевой», – заявил Сергей Собянин.
Световые зенитные фонари — это особые архитектурные конструкции для естественного освещения помещения солнечными лучами, проникающими через них сверху. От обычных окон их отличает то, что они расположены на крыше здания.
Электродепо «Южное» построят в 2023 году