Четыре комплекса исторических зданий рекомендованы к включению в государственный реестр объектов культурного наследия
13 декабря 2013 г. состоялось очередное заседание рабочей группы Комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. По его результатам эксперты рекомендовали включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) четыре комплекса выявленных объектов культурного наследия в качестве объектов культурного наследия регионального значения:
- «Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908 - 1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?)» по адресу: улица Лесная, 20, строения 1-6;
- «Московское промышленное училище, 1898 - 1900 гг., 1930 г.» по адресу: Миусская пл., 9, с. 1;
- «Корпус института инвалидов, 1929 - 1930-е гг., архитектор М.Я. Гинзбург» по адресу: Острякова ул., 3;
- «Особняк, нач. XX в.» по адресу: Гороховский пер, 14.
I. Ансамбль Миусского трамвайного депо
«Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908 - 1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?)» расположен на улице Лесной, 20, строения 1-6 и включает в себя:
- Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909 - 1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко;
- Жилой дом, 1874 г., 1885 - 1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.;
- Большой вагонный сарай, 1909 г.;
- Вагонный сарай с котельной, 1903 - 1909 гг., 1910 - 1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко;
- Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.;
- Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.;
- Ограда, 1908 г.
Этот объект играет важную роль в истории развития общественного транспорта столицы.
В 1873 г. Московской городской управой был заключен контракт с графом Уваровым по строительству Миусского парка конно-железных дорог, на возведение которого ушел один год. Планировка депо 1870-х годов практически полностью сохранилась до наших дней.
По данным из архивных источников, на территории депо находились деревянные конюшни, кузнечные мастерские, жилые казармы для рабочих и конторское здание.
В 1880 - 1890-е годы перестраивалось здание конюшни, а в 1909 году - полностью депо. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы, контора и ремонтные мастерские. Таким образом, на основе изначальной планировки сложилась современная объемно-пространственная композиция комплекса.
После появления электрических трамваев в Москве начались работы по постройке линий городского трамвая, и до 1907 года в парке осуществлялась совместная эксплуатация конки и электрического трамвая.
В вагоноремонтных мастерских Миусского парка обслуживались все трамваи города. До 1909 года парк полностью перешел на обслуживание вагонов электрического трамвая, обновился комплекс депо.
В период 1909 - 1923 гг. вагонные сараи в восточной части двора были объединены в одно строение, а в дальнейшем изменения касались только внутренней перепланировки строений.
В конце 1920-х годов парк был переименован в трамвайный парк им. П. Щепетильникова Московской кольцевой железной дороги, в честь рабочего-слесаря, активного участника революции.
Позже парк был перестроен под троллейбусный, каким и сохранился до нашего времени. В настоящее время на данной территории располагается 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова.
II. Московское промышленное училище
«Московское промышленное училище, 1898 - 1900 гг., 1930 г.», расположенное по адресу: Миусская пл., 9, с. 1, также отличается особой исторической значимостью.
9 февраля 1880 года Московская городская дума постановила «открыть в Москве городское реальное училище на 500 приходящих учеников» в память 25-летия царствования Александра II.
По причине начавшегося реформирования реального и технического образования в России вопрос создания училища был отложен до 4 ноября 1888 года, когда и было принято окончательное решение о сооружении в Москве Промышленного училища.
18 ноября 1896 года была учреждена Особая строительная комиссия для возведения зданий училища. В составе комиссии был автор проекта архитектор М.К. Геппенер, председателем был А.А. Крылов, назначенный 30 декабря директором Московского промышленного училища.
Согласно новому проекту комплекс зданий МПУ включал: трехэтажный Главный корпус, трёхэтажный Училищный дом (в настоящее время - выходящая на Миусскую площадь часть Главного корпуса); трёхэтажный дом для преподавателей и служителей (в настоящее время там находится библиотека) и одноэтажный корпус для служб МПУ.
Для строительства училища был выделен участок площадью 4000 квадратных саженей на Миусской площади. Здание училища было заложено 23 мая 1898 г.
Учебные занятия были начаты с 1 июля в арендованном помещении, а в 1906 г. состоялся первый выпуск.
Училище было оборудовано по последнему слову техники того времени и славилось одним из лучших в Москве хоров учащихся и педагогов, который именовался «Хор на Миуссах» и неоднократно приглашался С.П. Дягилевым для участия в Русских сезонах в Париже.
В 1918 году Московское промышленное училище было преобразовано в Московский химический техникум. В 1919 г. техникуму присвоено имя Д.И. Менделеева, а в 1920 г. учебное заведение реорганизовано в Московский химико-технологический институт (МХТИ) им. Д.И. Менделеева. В 1992 году институт становится университетом - РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Объект представляет собой кирпичное пятиэтажное здание. Построено оно по проекту архитекторов М.К. Геппенера и И.А. Иванова-Шица и первоначально было трехэтажным. Два верхних этажа и полуротонда были пристроены к основному объему в 1950-х гг.
Главное здание выполнено в традиции неоклассицизма в стиле «вагнеровский сецессион», который стал своеобразной визитной карточкой И.А. Иванова-Шица.
Первоначальная пространственно-планировочная структура здания осталась практически неизменной, хорошо сохранилось архитектурно-художественное оформление интерьеров.
III. Корпус института инвалидов
«Корпус института инвалидов, 1929 - 1930-е гг., архитектор М.Я. Гинзбург», расположенный по адресу: Острякова ул., 3, является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
Здание было возведено в 1929 - 1930 гг. по проекту известного архитектора-авангардиста М.Я. Гинзбурга и являлось лишь частью большого ансамбля института инвалидов, который так и не был осуществлен.
Корпус института инвалидов - яркий образец архитектуры конструктивизма, одна из немногих сохранившихся построек архитектора М.Я. Гинзбурга в Москве.
Строение обладает градоформирующими характеристиками: является элементом исторической застройки улицы Острякова и играет важную роль в формировании пространственно-планировочной структуры квартала.
В настоящее время здание сохраняет свою объемно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Строение утратило первоначальную функцию, и сейчас здесь размещаются автосалон и отделение банка.
IV. Особняк С.К. Морозова
В советское время первоначальная жилая функция здания изменилась на административную.
К настоящему времени полностью сохранился полный объем архитектурно-художественного оформления фасадов здания, выполненного в формах классицизирующей эклектики.
Объект является примером жилого здания начала XX в., а также важным градостроительным элементом, формирующим историческую застройку квартала и фронт застройки Гороховского переулка.
Департамент культурного наследия г. Москвы





