timelapse
Планета БКЛ
Все темы

«ДЕПО»: от трамвайного парка до гастроквартала

Темы в материале

История Миусского депо началась в 1874 году. Главная его особенность – уникальное сочетание полуторавековой истории и атмосферы новаторства. Именно отсюда на улицы Москвы впервые вышел общественный транспорт: первые конки в конце XIX века, а затем – первые электрические трамваи и первые троллейбусы серии МТБ-82, ставшие одним из знаковых символов послевоенной эпохи.

Сегодня депо на Лесной улице – не только хорошо сохранившийся образец промышленной архитектуры начала XX века, но и современный lifestyle-квартал.

Стук колес и копыт

Развитие российской железной дороги в XIX веке повлияло на внутригородские перевозки. Для нового вида общественного транспорта была создана конно-железная дорога, в народе ее прозвали конка: вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, а ими управлял кучер. В Москве строительство конно-железной дороги началось в связи с проведением Политехнической выставки. Регулярное движения восьми английских вагонов конного трамвая было запущено от Брестского (сейчас Белорусского) вокзала до Иверских ворот 7 июля 1872 года.

Затем в 1874 году эта линия была реконструирована и продлена до Петровского парка. Для нового общественного вида транспорта построили депо по проекту архитектора Н.А. Тютюнова на Миусском поле. В комплекс зданий входили: деревянные конюшни, кузнечные мастерские, жилые казармы для рабочих и конторское здание. 

В начале ХХ века конки начали заменять трамвайной сетью. Строительство новых линий предусматривало и реконструкцию Миусского парка. В 1903 году началось сооружение Миусской электрической подстанции, а спустя три года трамвайный парк стал полностью электрическим. В 1908 году его огородили каменной оградой с пилонами и металлическими воротами вдоль улицы Лесной и Миусского переулка. Сегодня ее исторический фрагмент сохранился лишь на Миусском переулке.

 

 

К 1909 году комплекс полностью перестраивают: на месте деревянной застройки возводятся каменные здания, а мастерские, казармы и конторское здание – реконструируют. Комплекс теперь именуется Миусским парком московского городского электрического трамвая. В советский период в его архитектурный облик также вносили изменения. 

 

Из воспоминаний русского писателя Константина Паустовского. 

Меня приняли вожатым в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времен моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег.

«Беспокойная юность», 1954 г.

 

С появлением в столице троллейбусной сети и до 2014 года Миусский парк был переустроен под 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова.

 

 

Спустя три года – в 2017-м – ансамбль Миусского трамвайного депо получил статус памятника регионального значения. 

 

Гастроквартал «Депо Лесная»

В 2017-2019 годах Группа компаний «Киевская площадь» провела реставрацию депо с приспособлением к современному использованию. Восстановительные работы проводились под контролем Департамента культурного наследия Москвы.

 

 

Миусское депо – это шесть строений, выполненных в так называемом кирпичном стиле промышленной застройки рубежа XIX и XX веков. Они были спроектированы Михаилом Глейнингом и Николаем Жуковым, которые отразили ключевую идею промышленной архитектуры той эпохи – «строить заводы как дворцы», объединяя традиции русского зодчества с одной стороны и элементы романской и готической архитектуры – с другой. 

«Нам было важно сохранить эту атмосферу, деликатно и внимательно отнестись к трансформации исторической архитектуры к современному использованию. Чтобы в этих зданиях гости чувствовали ее и возвращались снова», – пояснил представитель Группы компаний «Киевская Площадь» Владислав Юсупов.

 

Почему депо было закрыто?

В 2014 году троллейбусный парк уже не функционировал, а комплекс зданий на улице Лесная нуждался в качественной реставрации. После экспертизы по сохранности здания архитектурное бюро ГК разработало проект, к реализации которого приступили в 2017 году. 

 

Возрождение 

Реставрация Миусского депо проводилась очень тщательно. Были привлечены лучшие специалисты «Киевской площади» с высокой квалификацией и большим опытом в восстановлении объектов архитектуры. Работы выполнили менее чем за два года. 

Главный приоритет в реставрации – возвращение каждому строению его исторического облика. Реставраторы ориентировались на большое количество архивных фотографий и документов, а также оригинальные чертежи. 

Например, для восстановления кирпичной кладки нужно было найти 300 тыс. образцов редкого большемерного кирпича. Была создана целая экспедиция, которая отправилась по Ивановской, Вологодской и Владимирской областям в поисках нужных материалов.

Кроме того, специалисты заменили более 10 тыс. кв. метров дорожных покрытий, свыше 17 тыс. «квадратов» крыши, отреставрировали уникальные чугунные оконные рамы, восстановили утраченные кирпичные арки, перемычки, колонны и кирпичные декоративные элементы. 

В ходе реставрации ограды были обнаружены два столба-пилона конца XIX века. По клейму с завода удалось определить их подлинность, и они были не просто сохранены, а стали частью нового ограждения.

 

Музей под открытым небом 

После реализации проекта на территории бывшего трамвайно-троллейбусного парка возник современный lifestyle-квартал. Команда «Киевской площади» сохранила уникальность пространства и нашла для него новую функциональность. 

В самом крупном здании расположился фуд-молл «ДЕПО.Москва», который объединяет гастрономические корнеры и лавки со свежими фермерскими продуктами. На территории работает 10 крупных ресторанов. 

Для любителей активного образа жизни в одном из строений комплекса находится футуристический спортивный клуб. Также гости «ДЕПО» могут поучаствовать в благотворительности или попасть на концерт любимой группы. И все это – в рамках музейного пространства под открытым небом.

До пандемии посещаемость фудмолла «ДЕПО» составляла порядка 30 тыс. посетителей в сутки, то есть почти миллион человек в месяц. 

Владислав Юсупов считает, что ключевых составляющих успеха несколько: 

  • уникальность проекта для Москвы;
  • широкий выбор активностей – от гастрономии до шопинга и фитнеса;
  • гастрономический опыт.

Проект обрел собственное значение и в экспертном сообществе считается одним из наиболее наглядных примеров успешной реализации многофункционального подхода и приспособления исторического объекта к современному использованию. 

 

Три вокзала

Более двух тысяч рабочих мест появится в новом фуд-молле «Депо Три вокзала». Этот масштабный проект по редевелопменту и приспособлению объектов исторической архитектуры к современному использованию планируется реализовать недалеко от Комсомольской площади.

«Депо Три вокзала» расположится в зданиях 2-го троллейбусного парка на Новорязанской улице. Ранее там базировалось трамвайное депо им. Баумана, которое в 1937 году переехало на северо-восток столицы, в район Ростокино.

 

 

Концепция нового проекта особо выделяется многофункциональностью: на одной территории будет сконцентрировано несколько различных по назначению объектов, которые гармонично дополняют друг друга. Самое большое здание на территории нового «Депо» займет фуд-молл. Его площадь составит более 8 тыс. кв. метров. В нем по традиции будут представлены популярные и интересные гастроконцепции.

 

 

В других зданиях расположится инфраструктура для бизнес-кластера. Авторы проекта считают, что современная обстановка сможет привлечь молодых предпринимателей и инвесторов, нацеленных на финансирование технологичных бизнес-идей.

Новое пространство станет местом встречи единомышленников, будущих партнеров, а также позволит стимулировать рост динамично развивающегося IT-сектора.

 

Цитата
«Молодые предприниматели смогут за завтраком рассказывать о своих проектах, находить партнеров, обсуждать сотрудничество за обедом и продолжать работу, возвратившись в удобные офисные пространства», –
Александр Рафаилов
Генеральный директор гастроквартала «Депо Лесная»

Отдельное развитие получит и развлекательная программа. Здесь проходят не только концерты популярных артистов, но и арт-выставки, фестивали, благотворительные акции, образовательные проекты и многое другое.

Особое внимание авторы проекта уделяют созданию комфортной атмосферы для семейного досуга. Также на территории «Депо Три вокзала» обещают открыть кинопаркинг.

 

 

Многофункциональное пространство планируется создать во второй половине 2022 года, сообщили в группе компаний «Киевская площадь», реализующей проект.

 

Новый взгляд на историю

Александр Рафаилов считает, что экосистемы – растущий сегмент девелопмента, требующий новых интересных подходов. Новый проект компании «Киевская площадь» нацелен именно на это. Расширенная многофункциональность позволяет не просто занять значимое место в городском ландшафте, но и создать новый тренд. То же самое в свое время случилось и с предыдущим проектом под брендом «Депо» –
гастрокварталом «Депо Лесная».

Как и в проекте на Лесной улице, здания троллейбусного парка, в которых откроется «Депо Три вокзала», являются объектом культурного наследия. Этот архитектурный ансамбль построили в апреле 1911 года, в 2021 году ему исполнилось 110 лет. Здания возвели по проекту, специально разработанному в начале XX века для городских трамвайных парков в мастерской гражданского инженера Михаила Поливанова.

В январе 2020 года Мосгорнаследие согласовало проект работ по сохранению зданий Рязанского трамвайного парка. Реставрационные работы затронут вагонный сарай, здание амбулатории, мастерские, гараж, дом администрации и проходную.

Специалисты отреставрируют кирпичную кладку и кирпичные своды в каждом строении, уберут поздние элементы, искажающие исторический облик, приведут в порядок кровлю и системы водоотведения, временно закроют оконные проемы.

Фасады и интерьеры памятника также отреставрируют. Проведение восстановительных работ проконтролирует Департамент культурного наследия Москвы.

Источники: https://moi-goda.ru, https://um.mos.ru, http://paustovskiy-lit.ru 

Фото: ГлавАрхив Москвы, пресс-служба «Киевская площадь»

Елизавета Бондаренко