timelapse

Дом, который построила Екатерина II, или Прошлое и будущее зданий на Москворецкой набережной

Темы в материале

Город ищет инвестора для реконструкции большого комплекса зданий в самом центре столицы. О богатой истории этого места и о том, как его предлагают модернизировать, — в материале mos.ru.

Учебное заведение для сирот и беспризорных, Николаевский институт для офицерских сирот, Дворец труда, академия ракетных войск — комплекс зданий на Москворецкой набережной сменил много жильцов за два с половиной века. Сейчас в него входят 33 строения, девять из которых являются объектами культурного наследия, еще пять — ценными градоформирующими объектами. Его территория площадью 11 гектаров находится в самом центре города: она ограничена Москва-рекой, Солянкой, Китайгородским проездом, Большим Устьинским мостом и Устьинским проездом.

Последние 80 лет это место было закрыто для гражданских лиц. А в последнее время здания и вовсе пустуют. Сейчас весь комплекс выставлен на открытые торги. Город даже подготовил концепцию развития территории. Будущий владелец должен привести в порядок охранные объекты и приспособить их под современное использование. Так, в сердце Москвы может появиться большой комплекс, включающий гостиницу, апартаменты, развлекательные и торговые учреждения. Но главное — территорию благоустроят и откроют для горожан. Заявочная кампания продлится до 23 октября, а победителя определят 27 октября.

Проект императрицы

Императорский воспитательный дом 1 сентября 1763 года учредила Екатерина II. На тот момент она была на троне всего год, и этот масштабный благотворительный проект можно считать реверансом императрицы в сторону общества.

«В обществе наблюдалось брожение умов: на престол взошла немецкая принцесса, сместившая своего мужа. Екатерине нужно было показать обществу, что она радеет о нем и прекрасно понимает заботы и тревоги населения», — рассказывает главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.

Создать воспитательный дом — закрытое учебное заведение для сирот и беспризорных — предложил секретарь императрицы Иван Бецкой. Он же придумал, как финансировать этот благотворительный проект. Конечно, основным источником средств были частные пожертвования. Но далеко не единственным.

Например, опекунский совет воспитательного дома управлял банковскими учреждениями — ссудной, сохранной и вдовьей кассами. Эти организации давали ссуды под проценты, хранили деньги и выручали путешественников. Люди всегда боялись, что их могут обокрасть во время поездки. Тем, кто ехал из Москвы в Петербург и наоборот, опекунский совет воспитательного дома помогал подстраховаться. Путешественник приходил на улицу Солянку в здание совета, сдавал свои 10 рублей (условно) и сверху платил четыре процента. А по приезде в Петербург отдавал вексель и получал назад свои 10 рублей в целости и сохранности. Четыре процента, которые он заплатил сверху, отходили воспитательному дому.

Такое заведение действительно было нужно Москве, проблема сирот и беспризорных была очень серьезной. Уже в день закладки здания в будущее благотворительное заведение принесли 19 младенцев. Нехватка кормилиц для новорожденных заставила администрацию пристраивать детей на время в приемные семьи.

С самого начала руководство придавало большое значение медицинскому аспекту деятельности учреждения. В воспитательном доме был штат медработников, состоящий из докторов, лекарей и повивальных бабок.

Неожиданные последствия чумы

Мальчиков обучали грамоте, математике, истории, иностранным языкам. Они также занимались ремеслами: башмачным, красильным, перчаточным, текстильным делом. Девочек учили домоводству, рукоделию, шитью и плетению кружев. Воспитанники и воспитанницы дома получали привилегии: они навсегда оставались вольными людьми, то есть сделать их крепостными никто не мог.

За время своего существования воспитательный дом понемногу менялся. Первым обстоятельством, которое привело к изменениям, была чума, обрушившаяся на Москву в 1771 году. Естественно, родители старались спасти своих детей и по возможности высылали их из города. А сами взрослые далеко не всегда могли уехать, поэтому после эпидемии огромное количество детей, в том числе из богатых семей, остались без родителей. Многих опекуны отдали в воспитательный дом. Но за таких детей полагалось платить. Так, через несколько лет после открытия контингент дома пополнился воспитанниками из привилегированного класса, а финансирование улучшилось.

Другая императрица

Следующий виток развития произошел в период, когда жена Павла I Мария Федоровна активно занялась благотворительностью. Она создала ремесленные мастерские со спальнями и столовыми вне воспитательного дома, чтобы перевести туда часть детей.

Также она увеличила количество воспитанниц французских классов и учредила два новых отделения: одно готовило учительниц музыки, рисования и различных рукоделий, второе — учителей рисования, чистописания и музыки. Еще Мария Федоровна создала небольшой класс, где дети обучались архитектуре и каменному делу.

В 1830-е годы все эти классы ликвидировали, так как их основательницы уже не было в живых, а освободившиеся обширные помещения отдали под Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот (таких было много после холерных эпидемий). Николаевский институт постепенно занял почти все помещения, а воспитательному дому остался только пятый этаж.

Новая власть — новые обитатели

После революции 1917 года воспитательный дом ликвидировали, а его здания заняли профсоюзные учреждения и редакции газет. Дом на Москворецкой набережной превратился в Дворец труда. Именно он фигурирует в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» как Дом народов: «С трех сторон к Дому народов подходили служащие и исчезали в трех подъездах. Дом стоял большим белым пятиэтажным квадратом, прорезанным тысячью окон. По этажам и коридорам топали ноги секретарей, машинисток, управделов, экспедиторов с нагрузкой, репортеров, курьерш и поэтов».

В 1938 году комплекс заняла Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского (теперь это Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого). Она базировалась здесь до 2013 года. Затем здания пустовали.

Что дальше?

Победителю открытых торгов предстоит провести реставрацию и реконструкцию памятников архитектуры, а пространство вокруг них открыть для пешеходов. А благоустройство по программе «Моя улица» позволит прилегающей к комплексу Москворецкой набережной стать продолжением уникального парка «Зарядье», образовав единый градостроительный ансамбль. Территорию комплекса соединят с парком пешеходными маршрутами. А одно из предложений города — создать здесь зоны субтропиков как продолжение нового парка.

Увеличение площади зданий возможно только за счет чердачного и подземного пространств без изменения габаритов построек. Также инвестор может построить стеклянный атриум в корпусе бывшего воспитательного дома. Таким образом, двор внутри станет круглогодичной зоной для прогулок. За ходом работ на объектах будет следить научно-методический совет при Мосгорнаследии.