Комфортные станции и удобные пересадки: все о развитии МЦД
Киевское направление железной дороги активно реконструируют для включения в состав четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4 «Киевско-Горьковский»). Здесь строят остановочные пункты, главные пути и соединительную ветвь со Смоленским направлением. Так, 22 апреля на Киевском направлении ж/д появился еще один вокзал: после реконструкции открыли станцию Внуково.
С запуском МЦД-4 жители поселения Внуковское и городского округа Одинцово, в том числе крупного микрорайона «Одинцово-1», получат наземное метро. Запустить МЦД-4 планируется в 2023 году.
Станция Внуково расположена в пос. Внуковское между станциями Лесной Городок и Мичуринец. До реконструкции она представляла собой типичную остановку пригородных электричек – старая открытая платформа и пешеходный настил через пути.
Теперь здесь появился современный пригородный вокзал площадью 4,2 тыс. кв. метров. На станции возвели новую островную платформу с навесом на всю длину, защищающим пассажиров от дождя, снега и палящего солнца. На платформе установлены скамейки и электронные табло с информацией о прибытии поезда, стойка SOS.
Попасть на платформу можно по надземному пешеходному переходу через ж/д пути, оснащенному лифтами и эскалаторами, с вестибюлями со стороны улицы Железнодорожная и Минского шоссе.
В пассажирском терминале обустроены две кассы, одна из них - заниженная - предназначена для маломобильных людей, а также динамическая система навигации, турникеты и туалеты.
Для обогрева в холодное время года пригородный вокзал оснащен тепловыми завесами и инфракрасными обогревателями.
Новый вокзал оформлен в стиле хай-тек. Благодаря панорамному остеклению пассажирского терминала, вестибюлей и надземного перехода, в дневное время на станции будет естественное освещение.
Для жителей подмосковного микрорайона «Одинцово-1» силами правительства Московской области и ОАО «РЖД» была обустроена удобная пешеходная дорожка от вокзала до перехода на Минском шоссе.
В перспективе благоустройство прилегающей территории продолжится. От станции до остановок наземного городского пассажирского транспорта пассажиры смогут пройти под навесами.
Для автотранспорта рядом со станцией организуют разворотное кольцо. Появятся дополнительные наземные пешеходные переходы и светофоры, площадки для парковки и проката велосипедов (велошеринг), стоянка такси, перехватывающие парковки на 805 машиномест и многоуровневый гараж площадью 22,15 тыс. кв. метров.
Также строится новая дорога от Боровского до Минского шоссе, которая частично пройдет параллельно путям Киевского направления МЖД. Она позволит улучшить доступность к ж/д станциям и открыть новые маршруты общественного транспорта.
Четвертый диаметр - самый протяженный и сложный с точки зрения строительства. Для открытия МЦД-4 необходимо связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги. Поэтому сейчас на нескольких участках проводятся гигантские по объему и сложнейшие работы. Ведется реконструкция участка Каланчёвская – Курская.
На МЦД-4 будет 39 остановочных пунктов, из которых десять новых – Санино, Аминьевская, Минская, Поклонная Гора, Кутузовская, Камушки, Звенигородская (перспективный), Марьина Роща (перспективный), Рижская (перспективный) и Ольгино (перспективный).
До 2025 года планируется:
- построить главные пути 3 и 4 на участке Москва-Пассажирская-Киевская – Апрелевка (2022 год);
- построить соединительную ветвь между Киевским направлением и МЦД-1 с возведением трех новых остановочных пунктов (2022 год);
- построить главные пути 3 и 4 на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Каланчёвская (2023 год);
- реконструировать участок Москва-Пассажирская-Курская – Карачарово со строительством дополнительных главных путей (2024 год);
- построить главные пути 3 и 4 на участке Москва-Каланчёвская – Марьина Роща (2024 год);
- реконструировать конечные станции оборота поездов Апрелевка и Железнодорожная (2024 год).
Ранее на Киевском направлении ж/д построили остановочный пункт Санино, а также три реконструировали – Победа, Мичуринец и Крёкшино.
Первые диаметры запущены
Движение по МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» открыли 21 ноября 2019 года. Их запустили в первую очередь, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках была практически готова к работе в новом режиме. К тому же, они самые востребованные, а еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК.
МЦД-1
На первом диаметре пассажирам доступно 25 остановочных пунктов, девять из них обеспечивают 14 пересадок на станции метро, МЦК и радиальные ж/д направления. До конца 2024 года планируется построить еще три станции – Дмитровская, Петровско-Разумовская и Илимская, тогда количество пересадок возрастет до 25.
В начале 2021 года завершили реконструкцию остановочного пункта Баковка (2-й этап). До конца года планируется построить дополнительную платформу и южный вестибюль на станции Окружная (2-й этап).
В 2022 году закончится строительство остановочного пункта Петровско-Разумовская и северного вестибюля станции Окружная (3-й этап), который позволит интегрировать платформу МЦД с одноименной станцией метро, а также реконструировать Тимирязевскую.
В период с 2023-го по 2024 год планируется построить два остановочных пункта – Илимская и Дмитровская.
Также ведется разработка проекта строительства нового остановочного пункта Звенигородская, который обеспечит пересадку между МЦД-1 и МЦД-4. Он улучшит транспортное обслуживание районов Хорошёвский и Пресненский, где планируется возвести 208 домов по программе реновации для более чем 20 тысяч жителей.
Ранее на МЦД-1 были реконструированы остановочные пункты Рабочий Посёлок, Фили, Немчиновка, Одинцово и Баковка (1-й этап), Белорусский Вокзал, Сетунь, Новодачная и Долгопрудная, построены станции Сколково (взамен остановочного пункта Трёхгорка) и Славянский Бульвар.
МЦД-2
На втором диаметре пассажирам доступны 35 остановочных пунктов, из них 11 обеспечивают 16 пересадок на станции метро, МЦК и радиальные ж/д направления. До конца 2024 года будет построено еще четыре станции и количество пересадок возрастет до 29.
В этом году планируется построить два остановочных пункта – Щукинская и Печатники, в период с 2023 по 2024 год – завершить строительство еще одной станции – Марьина Роща. В перспективе рассматривается возможность строительства остановочного пункта Котляково.
Ранее на МЦД-2 открыли остановочные пункты Волоколамская, Пенягино, Остафьево и Курьяново, а также реконструированы Опалиха, Нахабино и Подольск.
МЦД-3
На третьем диаметре будет 41 остановочный пункт, два из них новые –Ховрино и Митьково.
Станцию Ховрино открыли в ноябре 2020 года. В 2022 году на МЦД-3 планируется завершить следующие работы:
- построить путепроводную развязку на станции Крюково;
- реконструировать участок Москва-Товарная-Октябрьская-Николаевка – Москва-2-Митьково – Москва-Пассажирская-Казанская и построить дополнительные главные пути;
- реконструировать станции Крюково и Раменское.
Сейчас ОАО «РЖД» разрабатывает основные проектные решения и увязку с проектом строительства высокоскоростной железной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Кроме того, ведется освобождение территорий, попадающих в зону строительства, от инженерных коммуникаций и капитальных строений.
Планируемый срок запуска МЦД-3: конец 2022 – начало 2023 года.
МЦД-5
ОАО «РЖД» совместно с Москомархитектурой и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы ведут разработку концепции пятого Московского центрального диаметра (МЦД-5). Сроки запуска и трассировка маршрута будут определены по результатам разработки основных проектных решений.
Трассировка маршрута предварительная











