Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы

Присоединяйтесь

Метрополитену Москвы ­– 90: развитие и перспективы

Темы в материале:

Метро

15 мая 2025 г. 17:54

​15 мая Московскому метрополитену исполнилось 90 лет: именно в этот день в 1935 году была запущена первая очередь новой системы городского транспорта.

«От имени москвичей сердечно поздравляю сотрудников и ветеранов Московского метрополитена! Спасибо вам за высочайший профессионализм, добросовестный труд, преданность делу и внимательное отношение к пассажирам», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Сейчас в столичном метрополитене насчитывается 271 станция, без учета Московского центрального кольца. О том, как строилось метро в нашем городе и создавались станции, многие из которых стали настоящими произведениями искусства, а также о планах по его дальнейшему развитию – в нашем материале.

 

История и современность

Первые предложения по строительству метро в Москве звучали еще в XVIII веке, однако решение о создании сети нового вида городского транспорта было принято только 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б). Этому поспособствовал дорожный затор, который парализовал движение 6 января этого же года.

15 мая 1935 года, через четыре года ударной стройки, открылась первая очередь Московского метрополитена – участок Сокольнической линии от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской» общей длиной 11,2 км.

К началу Великой Отечественной войны столичное метро состояло уже из трех линий, в том числе Арбатско-Покровской и Замоскворецкой. В годы войны оно использовалось как бомбоубежище, однако строительство не прекращалось даже тогда – появилось семь новых станций.

С середины 1950-х было решено увеличить темпы развития метрополитена за счет снижения стоимости строительства станций. На каждую из них стали выделять определенную сумму, в которую нужно было уложиться.

В последующие годы стала внедряться концепция радиусов, соединенных только с Кольцевой линией.

Сейчас темпы развития метро в Москве набрали колоссальные обороты: создаются новые линии, продляются существующие диаметры, формируются новые пересадочные контуры. Транспортный каркас столицы активно меняет свою форму.

Сейчас Москва – третья в мире по темпам строительства метро. С 2011 года здесь построили и реконструировали 123 станции. Так, новыми станциями приросли следующие линии:

  • Люблинско-Дмитровская – 12;
  • Сокольническая – 8;
  • Замоскворецкая – 4;
  • Таганско-Краснопресненская – 4;
  • Бутовская – 2;
  • Арбатско-Покровская – 1;
  • Калининская – 1.

Кроме того, были полностью сформированы новые линии: Некрасовская (8 станций), Солнцевская (14 станций), Большая кольцевая (31 станция на момент полного запуска, сейчас – 29), Троицкая (7 станций).

БКЛ стала крупнейшим проектом отечественного метростроения, который реализовали в максимально короткие сроки – 10 лет, в строительстве участвовали 20 тыс. человек.

Линию запускали поэтапно: первые станции были открыты в 2018-м, полностью кольцо замкнулось и «поехало» 1 марта 2023 года.

«Десятки более коротких и удобных маршрутов, десятки миллионов сэкономленных часов, больше комфорта для миллионов пассажиров и возможности для развития подземки на долгие годы вперед – вот что значит для Москвы наше новое Большое кольцо», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Сейчас станции «Деловой центр» и «Шелепиха» закрыты, они войдут в состав строящейся Рублёво-Архангельской ветки метро.

Последние две станции, введенные на Солнцевской линии – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» – открылись в сентябре 2023 года: впервые в России классическое метро пришло в аэропорт.

Открытие станции метро «Пыхтино» Солнцевской линии метро. С. Собянин. Источник: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

06.09.23
1/36

Открытие станции метро «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии. С. Собянин. Источник: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

06.09.23
1/44

В том же году Люблинско-Дмитровская ветка метро приросла тремя станциями на северном участке – «Яхромская», «Физтех», «Лианозово».

 

 

 

 

В сентябре 2024 года на схеме метрополитена Москвы появилась 16-я линия – изумрудного цвета – Троицкая: открылся участок с четырьмя станциями: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская», протяженностью более 8 км.

 

Открытие первых станций Троицкой линии

Также в сентябре 2024-го заработала наземная станция «Потапово», 27-я на Сокольнической линии метро и новая конечная на этой ветке. Она разместилась в Новой Москве в створе автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Открытие станции «Потапово» Сокольнической линии метро. С. Собянин. Источник: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

05.09.24
1/26
«Станцию построили менее чем за три года. При строительстве применили принципиально новую технологию: «Потапово» – первая в Москве наземная отапливаемая станция. Было устроено более 230 установок приточной и вытяжной вентиляции, за счет чего увеличена подача теплого воздуха. Все габаритное оборудование разместили на крыше станционного комплекса», –
Владимир Ефимов
Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В преддверии Нового 2025 года горожане получили в подарок еще три станции в составе второго участка Троицкой линии – «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».

 

Планы и перспективы

Строительство метро в Москве не останавливается ни на минуту. В планах до 2030 года – создание еще более 71 км линий и 31 станции. Так, в 2025 году завершится сооружение четырех станций Троицкой линии – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».

«Троицкая линия станет двигателем для развития районов. В зоне притяжения живут больше 1,5 млн человек. Благодаря строительству недвижимости их число будет расти, а метро – стимулировать создание десятков тысяч рабочих мест», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Проект станции «Вавиловская» Троицкой линии метро. Источник: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

07.04.25
1/5

В 2026 году на схеме московского метро появится новая линия – Рублёво-Архангельская: откроется первый участок от станции «Деловой центр» до «Бульвара Генерала Карбышева».

Архитектурная концепция станции метро «Бульвар Генерала Карбышева». Источник: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

12.03.25
1/9

До 2030 года также намечено строительство станций Троицкой, Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий.

Новыми станциями прирастут Арбатско-Покровская и Люблинско-Дмитровская ветки: на востоке синего радиуса появится конечная – «Гольяново», а на салатовом – «Южный порт», между «Кожуховской» и «Печатниками».

 

 

Впервые за 70 лет строится станция на Кольцевой линии метро – «Достоевская». Она разместится между «Проспектом Мира» и «Новослободской» и станет 13-й на первом кольце метро.

 

 

Станция улучшит транспортное обслуживание района Мещанский и даст дополнительную пересадку с Люблинско-Дмитровской ветки на Кольцевую линию.

«Работы ведутся в историческом центре Москвы, рядом с действующей веткой. Открытый котлован здесь невозможен, поэтому применяется горный способ – фактически ручная проходка с использованием средств малой механизации», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Как строят метро в Москве

При проектировании и строительстве метрополитена применяют современные технологии, среди которых:

  • виброгасящие конструкции пути (для защиты зданий от шума и вибраций);
  • информационное моделирование;
  • технология top-down для сооружения станций сверху вниз ярус за ярусом;
  • щиты большого диаметра.
«Щиты-гиганты диаметром 10 метров прокладывают двухпутные перегонные тоннели: по ним поезда могут ходить сразу в обоих направлениях. Именно такие щиты применялись при строительстве Большой кольцевой и Некрасовской линий», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

В марте 2020 года АО «Мосинжпроект» (один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, входит в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ) установило мировой рекорд, зафиксированный судьей Гиннесса: в режиме проходки находилось одновременно 23 щита, большая часть из них сооружала БКЛ.

 

Дань архитектурным традициям

«Быстрый, надежный, комфортный, растущий в едином ритме со столицей Московский метрополитен – больше, чем транспорт. Это бесценный памятник архитектуры и гордость многих поколений москвичей», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Станции московского метро – не только удобные транспортные объекты, облегчающие жизнь сотням тысяч горожан, некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства благодаря уникальной архитектуре.

В 1930-х годах перед советскими архитекторами была поставлена исключительная по исторической значимости задача создания абсолютно новой среды для человека социалистической эпохи. Глобальные изменения коснулись и метрополитена. Так появилась традиция проводить конкурсы на архитектурную концепцию станций, которыми москвичи и гости города будут пользоваться десятками, а то и сотнями лет.

На первой стадии их проектировали в Метропроекте, где выполнялись первые эскизы. Но вскоре, в связи с масштабностью задачи, к оформлению станций и созданию наземных вестибюлей привлекли более широкие круги архитектурного сообщества.

Был объявлен конкурс между архитектурно-проектными и некоторыми планировочными мастерскими Моссовета на оформление станций столичной подземки с таким распределением заказов по мастерским, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов в разных трактовках.

Московские архитекторы с большим энтузиазмом взялись за эту задачу, среди них было много молодых специалистов, для которых такой шанс стал определяющих как в карьере, так и в творчестве в целом.

Благодаря проведению конкурса город получил ряд интересных и выразительных решений. Также были сформированы основные подходы к проектированию метро и определена его специфика как сложного инженерного сооружения. В частности, специалисты учли факторы искусственного освещения, свойства облицовочных материалов, распределение потоков и безопасность пассажиров, условия эксплуатации и так далее. Эти наработки легли в основу «философии» столичной подземки.

После распада СССР открытые конкурсы на архитектуру станций метро проводить перестали.

В наше время эта традиция возобновилась: именно проведение архконкурсов, в том числе с международным участием, способствует тому, что московская подземка остается одной из самых красивых в мире и демонстрирует уникальные решения, несмотря на высочайшие темпы строительства.

С 2014 года Москомархитектура регулярно проводит открытые конкурсы на дизайн-концепции новых станций. Предлагаемые решения год от года становятся все более инновационными и оригинальными, благодаря чему наблюдается настоящая эволюция транспортной инфраструктуры: неожиданные прочтения, яркие идеи, которые развивают это направление и позволяют двигаться в ногу со временем.

Профессиональное жюри оценивает не только художественные приемы оформления, но в первую очередь – соблюдение технических параметров. Среди экспертов – представители Градостроительного комплекса столицы, в том числе Москомархитектуры, а также ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», победители предыдущих конкурсов и эксперты из смежных областей.

Дизайн станций после отбора профессионалами может быть вынесен на голосование в проекте «Активный гражданин». Так, например, москвичи определили облик станций «Солнцево» и «Новопеределкино».

«Делая свой выбор, жюри смотрит не только на художественную выразительность, но также обращает внимание на айдентику проекта, его соответствие истории места. Станция «Солнцево», например, наполнена необычными световыми эффектами ¬– своеобразными «солнечными зайчиками». А «Мнёвники» в красно-черных тонах и с массивными колоннами получилась довольно брутальной, по сути, это современное переосмысление конструктивизма», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

Главный архитектор Москвы отметил, что город старается привлекать на конкурсы как можно больше архитекторов, включая молодых специалистов, которые могут предложить яркие и уникальные идеи. И уже есть примеры, когда бюро получало колоссальный опыт участия и выходило на новый профессиональный уровень.

За последние 10 лет прошли конкурсы на дизайн 13 новых станций метро:

  • международный – на разработку архитектурно-художественного решения станций метро: «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской линии – 2014 год;
  • национальный – на создание дизайн-проектов станций метро «Мнёвники» и «Терехово» Большой кольцевой линии – 2016 год;
  • международный – на разработку архитектурного облика станций «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники» Большой кольцевой линии – 2017 год;
  • международный – на дизайн станций «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» БКЛ – 2018 год;

  • международный – на разработку архитектурного облика двух новых станций метро: «Народное Ополчение» Рублёво-Архангельской линии и станции с рабочим названием «Кленовый бульвар 2» Бирюлёвской ветки – 2020 год;
  • международный – на разработку архитектурного облика станций «Остров мечты» и «Загорье» Бирюлёвской линии – 2022 год.

 

Изображения для сравнения

 

Изображения для сравнения

 

«Наше метро представляет собой путешествие во времени, когда выезжая с одной станции, построенной в одни годы, попадаешь совсем в другие и даже в иное столетие. Этим московское метро и интереснее всего – разным дизайном, разными культурными слоями. Мы не планируем возвращаться к строительству «подземных дворцов», ведь мы живет в абсолютно другую эпоху, с новыми технологиями, трендами, материалами и подходами», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

В оформлении станций и сейчас применяются мрамор, гранитный камень, а вот облицовочного бетона, который активно используется в наше время, ранее не было. В настоящее время широко применяется нержавеющая сталь, есть много искусственных материалов, разных композитных панелей, керамогранитных элементов.

По мнению Сергея Кузнецова, одна из самых успешных конкурсных станций с точки зрения дизайна, публичности, фотогеничности – «Нагатинский Затон».

 

Изображения для сравнения

 

«На мой взгляд, совершенно блестящая работа архитекторов бюро Za bor и мозаичиста Максима Козлова. Они пошли путем оформления станции мозаичным панно, как были оформлены по рисункам Александра Дейнеки «Маяковская», одна из самых красивых в московском метро, «Новокузнецкая»… Но прочитали это современным языком, как говорит сам художник, в стиле свободной выкладки, что позволяет выявить художественную и изобразительно-выразительную составляющую образа. В этом миксе текстур, камней, смальты, оттенков цветов и композиционного разнообразия рыбы на стенах станции – карась, бычок, ротан, щука, судак, налим и другие обитатели московских водоемов, буквально плавают по ходу поезда», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

Одним из обязательных условий конкурса с 2018 года стало использование только отечественных отделочных материалов. Это развивает индустрию, работает на внутренний российский рынок и, как следствие, дает важный экономический эффект.

Помимо всего прочего, архитектурные конкурсы способствуют появлению в отдаленных районах новых точек притяжения. Яркий пример – станция «Солнцево», которая благодаря необычному облику повысила привлекательность района.

«Иметь яркие проекты для отдаленных районов даже важнее, так как в центре и без подземки много всего классного и интересного с точки зрения архитектуры. И если где-то на окраине появится станция, дизайн которой просто интересно посмотреть, это же прекрасно. Дополнительный стимул москвичам и туристам для расширения кругозора», –
Сергей Кузнецов
Главный архитектор города Москвы

Четыре станции Троицкой линии планируется открыть в 2025 году

Ника Булгакова

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метро

Другие материалы по теме

24 мая 2025 г.
Более 90 тыс. кв. м недвижимости выделено центрам московского долголетия за шесть лет
Более 90 тыс. кв. м недвижимости выделено центрам московского долголетия за шесть лет
23 мая 2025 г.
Зачем метро нужны электродепо?
Зачем метро нужны электродепо?
23 мая 2025 г.
В электродепо «Южное» будут обслуживать до 2,4 тыс. вагонов в год
В электродепо «Южное» будут обслуживать до 2,4 тыс. вагонов в год
21 мая 2025 г.
Сергей Собянин открыл электродепо «Южное»
Сергей Собянин открыл электродепо «Южное»
20 мая 2025 г.
Гости выставки-форума «АРХ Москва» узнают об истории столичного метро
Гости выставки-форума «АРХ Москва» узнают об истории столичного метро
15 мая 2025 г.
Собянин: Московскому метрополитену – 90 лет
Собянин: Московскому метрополитену – 90 лет
5 мая 2025 г.
В депо «Столбово» пришел первый поезд метро
В депо «Столбово» пришел первый поезд метро
Электродепо "Аминьевское". 2 этап: "Основные и вспомогательные здания и сооружения". Сблокированное здание гаража служб Московского Метрополитена, участок отстоя внутридеповского транспорта с ремонтно-строительным участком (РСУ)

Новости дня

Все новости
23 дек. 2025 г. 15:30
Владимир Ефимов: у станции метро «Кожуховская» появится еще один выход
23 дек. 2025 г. 13:00
На Дмитровском шоссе подготовили площадку для строительства жилья по реновации
23 дек. 2025 г. 12:20
На Псковской улице появится дом по программе реновации
23 дек. 2025 г. 11:00
Магазин с витражным остеклением появится в районе Краснопахорский
23 дек. 2025 г. 10:20
1,5 тысячи семей переехали в новостройки по программе реновации в районе Выхино-Жулебино
23 дек. 2025 г. 10:20
Фотовыставка о построенных в 2025 году объектах открылась на Цветном бульваре
23 дек. 2025 г. 09:30
Владимир Ефимов: на Открытом шоссе около 1,2 тысячи москвичей приступили к осмотру новых квартир по программе реновации
22 дек. 2025 г. 19:16
Владимир Ефимов рассказал о планах по строительству метро, итогах ввода недвижимости и кадровой политике

Просмотренные материалы

Дом с лоджиями построят в районе Южнопортовый при реновации

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика