Метрополитену Москвы – 90: развитие и перспективы
Темы в материале:
15 мая Московскому метрополитену исполнилось 90 лет: именно в этот день в 1935 году была запущена первая очередь новой системы городского транспорта.
Сейчас в столичном метрополитене насчитывается 271 станция, без учета Московского центрального кольца. О том, как строилось метро в нашем городе и создавались станции, многие из которых стали настоящими произведениями искусства, а также о планах по его дальнейшему развитию – в нашем материале.
История и современность
Первые предложения по строительству метро в Москве звучали еще в XVIII веке, однако решение о создании сети нового вида городского транспорта было принято только 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б). Этому поспособствовал дорожный затор, который парализовал движение 6 января этого же года.
15 мая 1935 года, через четыре года ударной стройки, открылась первая очередь Московского метрополитена – участок Сокольнической линии от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской» общей длиной 11,2 км.
К началу Великой Отечественной войны столичное метро состояло уже из трех линий, в том числе Арбатско-Покровской и Замоскворецкой. В годы войны оно использовалось как бомбоубежище, однако строительство не прекращалось даже тогда – появилось семь новых станций.
С середины 1950-х было решено увеличить темпы развития метрополитена за счет снижения стоимости строительства станций. На каждую из них стали выделять определенную сумму, в которую нужно было уложиться.
В последующие годы стала внедряться концепция радиусов, соединенных только с Кольцевой линией.
Сейчас темпы развития метро в Москве набрали колоссальные обороты: создаются новые линии, продляются существующие диаметры, формируются новые пересадочные контуры. Транспортный каркас столицы активно меняет свою форму.
Сейчас Москва – третья в мире по темпам строительства метро. С 2011 года здесь построили и реконструировали 123 станции. Так, новыми станциями приросли следующие линии:
- Люблинско-Дмитровская – 12;
- Сокольническая – 8;
- Замоскворецкая – 4;
- Таганско-Краснопресненская – 4;
- Бутовская – 2;
- Арбатско-Покровская – 1;
- Калининская – 1.
Кроме того, были полностью сформированы новые линии: Некрасовская (8 станций), Солнцевская (14 станций), Большая кольцевая (31 станция на момент полного запуска, сейчас – 29), Троицкая (7 станций).
БКЛ стала крупнейшим проектом отечественного метростроения, который реализовали в максимально короткие сроки – 10 лет, в строительстве участвовали 20 тыс. человек.
Линию запускали поэтапно: первые станции были открыты в 2018-м, полностью кольцо замкнулось и «поехало» 1 марта 2023 года.
Сейчас станции «Деловой центр» и «Шелепиха» закрыты, они войдут в состав строящейся Рублёво-Архангельской ветки метро.
Последние две станции, введенные на Солнцевской линии – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» – открылись в сентябре 2023 года: впервые в России классическое метро пришло в аэропорт.
В том же году Люблинско-Дмитровская ветка метро приросла тремя станциями на северном участке – «Яхромская», «Физтех», «Лианозово».
В сентябре 2024 года на схеме метрополитена Москвы появилась 16-я линия – изумрудного цвета – Троицкая: открылся участок с четырьмя станциями: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская», протяженностью более 8 км.
Также в сентябре 2024-го заработала наземная станция «Потапово», 27-я на Сокольнической линии метро и новая конечная на этой ветке. Она разместилась в Новой Москве в створе автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
В преддверии Нового 2025 года горожане получили в подарок еще три станции в составе второго участка Троицкой линии – «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
Планы и перспективы
Строительство метро в Москве не останавливается ни на минуту. В планах до 2030 года – создание еще более 71 км линий и 31 станции. Так, в 2025 году завершится сооружение четырех станций Троицкой линии – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
В 2026 году на схеме московского метро появится новая линия – Рублёво-Архангельская: откроется первый участок от станции «Деловой центр» до «Бульвара Генерала Карбышева».
До 2030 года также намечено строительство станций Троицкой, Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий.
Новыми станциями прирастут Арбатско-Покровская и Люблинско-Дмитровская ветки: на востоке синего радиуса появится конечная – «Гольяново», а на салатовом – «Южный порт», между «Кожуховской» и «Печатниками».
Впервые за 70 лет строится станция на Кольцевой линии метро – «Достоевская». Она разместится между «Проспектом Мира» и «Новослободской» и станет 13-й на первом кольце метро.
Станция улучшит транспортное обслуживание района Мещанский и даст дополнительную пересадку с Люблинско-Дмитровской ветки на Кольцевую линию.
Как строят метро в Москве
При проектировании и строительстве метрополитена применяют современные технологии, среди которых:
- виброгасящие конструкции пути (для защиты зданий от шума и вибраций);
- информационное моделирование;
- технология top-down для сооружения станций сверху вниз ярус за ярусом;
- щиты большого диаметра.
В марте 2020 года АО «Мосинжпроект» (один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, входит в Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ) установило мировой рекорд, зафиксированный судьей Гиннесса: в режиме проходки находилось одновременно 23 щита, большая часть из них сооружала БКЛ.
Дань архитектурным традициям
Станции московского метро – не только удобные транспортные объекты, облегчающие жизнь сотням тысяч горожан, некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства благодаря уникальной архитектуре.
В 1930-х годах перед советскими архитекторами была поставлена исключительная по исторической значимости задача создания абсолютно новой среды для человека социалистической эпохи. Глобальные изменения коснулись и метрополитена. Так появилась традиция проводить конкурсы на архитектурную концепцию станций, которыми москвичи и гости города будут пользоваться десятками, а то и сотнями лет.
На первой стадии их проектировали в Метропроекте, где выполнялись первые эскизы. Но вскоре, в связи с масштабностью задачи, к оформлению станций и созданию наземных вестибюлей привлекли более широкие круги архитектурного сообщества.
Был объявлен конкурс между архитектурно-проектными и некоторыми планировочными мастерскими Моссовета на оформление станций столичной подземки с таким распределением заказов по мастерским, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов в разных трактовках.
Московские архитекторы с большим энтузиазмом взялись за эту задачу, среди них было много молодых специалистов, для которых такой шанс стал определяющих как в карьере, так и в творчестве в целом.
Благодаря проведению конкурса город получил ряд интересных и выразительных решений. Также были сформированы основные подходы к проектированию метро и определена его специфика как сложного инженерного сооружения. В частности, специалисты учли факторы искусственного освещения, свойства облицовочных материалов, распределение потоков и безопасность пассажиров, условия эксплуатации и так далее. Эти наработки легли в основу «философии» столичной подземки.
После распада СССР открытые конкурсы на архитектуру станций метро проводить перестали.
В наше время эта традиция возобновилась: именно проведение архконкурсов, в том числе с международным участием, способствует тому, что московская подземка остается одной из самых красивых в мире и демонстрирует уникальные решения, несмотря на высочайшие темпы строительства.
С 2014 года Москомархитектура регулярно проводит открытые конкурсы на дизайн-концепции новых станций. Предлагаемые решения год от года становятся все более инновационными и оригинальными, благодаря чему наблюдается настоящая эволюция транспортной инфраструктуры: неожиданные прочтения, яркие идеи, которые развивают это направление и позволяют двигаться в ногу со временем.
Профессиональное жюри оценивает не только художественные приемы оформления, но в первую очередь – соблюдение технических параметров. Среди экспертов – представители Градостроительного комплекса столицы, в том числе Москомархитектуры, а также ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», победители предыдущих конкурсов и эксперты из смежных областей.
Дизайн станций после отбора профессионалами может быть вынесен на голосование в проекте «Активный гражданин». Так, например, москвичи определили облик станций «Солнцево» и «Новопеределкино».
Главный архитектор Москвы отметил, что город старается привлекать на конкурсы как можно больше архитекторов, включая молодых специалистов, которые могут предложить яркие и уникальные идеи. И уже есть примеры, когда бюро получало колоссальный опыт участия и выходило на новый профессиональный уровень.
За последние 10 лет прошли конкурсы на дизайн 13 новых станций метро:
- международный – на разработку архитектурно-художественного решения станций метро: «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской линии – 2014 год;
- национальный – на создание дизайн-проектов станций метро «Мнёвники» и «Терехово» Большой кольцевой линии – 2016 год;
- международный – на разработку архитектурного облика станций «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники» Большой кольцевой линии – 2017 год;
-
международный – на дизайн станций «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» БКЛ – 2018 год;
- международный – на разработку архитектурного облика двух новых станций метро: «Народное Ополчение» Рублёво-Архангельской линии и станции с рабочим названием «Кленовый бульвар 2» Бирюлёвской ветки – 2020 год;
- международный – на разработку архитектурного облика станций «Остров мечты» и «Загорье» Бирюлёвской линии – 2022 год.


В оформлении станций и сейчас применяются мрамор, гранитный камень, а вот облицовочного бетона, который активно используется в наше время, ранее не было. В настоящее время широко применяется нержавеющая сталь, есть много искусственных материалов, разных композитных панелей, керамогранитных элементов.
По мнению Сергея Кузнецова, одна из самых успешных конкурсных станций с точки зрения дизайна, публичности, фотогеничности – «Нагатинский Затон».

Одним из обязательных условий конкурса с 2018 года стало использование только отечественных отделочных материалов. Это развивает индустрию, работает на внутренний российский рынок и, как следствие, дает важный экономический эффект.
Помимо всего прочего, архитектурные конкурсы способствуют появлению в отдаленных районах новых точек притяжения. Яркий пример – станция «Солнцево», которая благодаря необычному облику повысила привлекательность района.
Четыре станции Троицкой линии планируется открыть в 2025 году




