Мосты в большом городе
Длина Москвы-реки в границах города составляет около 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. До 2011 года реку пересекали всего 35 мостов.
Поэтому уже более 10 лет сооружение автомобильных и пешеходных мостовых сооружений является приоритетом в работе столичного Стройкомплекса. Главная цель – обеспечить перераспределение трафика и снизить нагрузку на существующие магистрали.
С 2011 по 2022 год в столице за счет средств Адресной инвестиционной программы возведено 22 моста. Они значительно улучшили транспортную ситуацию в столице, позволили решить проблемы с доступностью многих районов.
«Необходимость в строительстве мостов связана с большим перепробегом автомобилей, то есть разницей прямого расстояния между двумя точками и расстояния, которое приходится проехать на автомобиле, чтобы попасть из одной точки в другую. Это говорит о явном недостатке мостов в городе, тем более что протяженность только Москвы-реки в границах города – более 80 км, а ведь есть еще и другие реки», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Например, в 2018 году было открыто движение по Крылатскому мосту через Москву-реку. Сооружение длиной 539 метров возвели в рамках строительства участка Северо-Западной хорды (СЗХ).
Этот мост стал дублером старого Крылатского моста, который построили еще в первой половине 1980-х годов. Таким образом, здесь удвоилось количество полос – по каждому мосту движение транспорта организовано по трем полосам в одном направлении. Для удобства пешеходов на обоих мостах обустроены тротуары.
Новый мост позволил устранить одно из «узких горлышек» на Северо-Западной хорде и улучшить транспортное обслуживание районов Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево и Филёвский Парк
Также на Северо-Западной хорде уже в 2019 году был построен Карамышевский мост. Его длина – 1,4 км. Он напрямую соединил улицы Народного Ополчения и Нижние Мнёвники. Пуск движения по балочному мосту через шлюз № 9 канала имени Москвы и прилегающей улично-дорожной сети стал завершающим этапом по формированию магистрали Северо-Западной хорды.
При этом старый Карамышевский мост был сохранен для выезда на Карамышевскую набережную и Звенигородское шоссе, в том числе на транзитную магистраль СЗХ.
Мост через Кожуховский затон к парку развлечений «Остров Мечты» построили тоже в 2019 году. Сооружение длиной 783 метра позволило создать новую поперечную связь между районами Нагатинский Затон, Печатники, Южнопортовый, а также обеспечило более комфортный подвоз пассажиров к станциям метро «Технопарк» и «Кожуховская».
Появление альтернативных маршрутов поездок в этом районе позволяет частично разгрузить проспект Андропова и обеспечить подъезд посетителей к парку развлечений «Остров Мечты».
Я СТРОЮ МЫСЛЕННО МОСТЫ…
Сегодня в Москве проектируются и строятся семь мостов. В этом году в столице планируется завершить строительство трех мостов: через реку Пехорку, Москву-реку и затон Новинки.
360-метровый мост через реку Пехорку необходим для соединения Северо-Восточной хорды с федеральной трассой Москва – Нижний Новгород – Казань (М12).
Еще один мост откроется в рамках проекта строительства южного участка Московского скоростного диаметра (МСД) от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировской.
335-метровый мост через Москву-реку позволит связать в единую схему дорожного движения Северо-Восточную, Северо-Западную, Юго-Восточную хорды и Южную рокаду, снизить транспортную нагрузку на пересечении Каширского шоссе с улицей Каспийской, обеспечить комфортный доступ к жилой застройке и объектам социального, культурного, бытового назначения.
Также в этом году планируется открыть движение по мосту через затон Новинки, который соединит набережную Марка Шагала и Проектируемый проезд № 4062 с выходом на Южнопортовую улицу. Это позволит завершить формирование альтернативного Третьему транспортному кольцу участка улично-дорожной сети от Симоновской набережной до района Южнопортовый, снизит транспортную нагрузку на ТТК, Варшавское шоссе и проспект Андропова, обеспечит транспортную связь через затон Новинки с другими строящимися и введенными в эксплуатацию социальными и транспортными объектами на территории бывшей промзоны «ЗИЛ», в том числе – с ЖК «ЗИЛАРТ», ЖК NOW, станцией метро «Технопарк».
Примечательно, что при строительстве моста через затон Новинки применяются композиционные материалы при сооружении перильных ограждений и водоотвода, что минимизирует затраты на эксплуатацию, а также увеличивает гарантийный межремонтный срок до 25 лет. Проектом также предусмотрена антивандальная обработка открытых поверхностей бетона на высоту три метра от земли.
Помимо моста длиной 615 метров с четырьмя полосами движения в обоих направлениях, возводятся участки Проектируемого проезда № 4062 от бульвара Братьев Весниных до улицы Мустая Карима общей длиной 3,9 км; участок улицы Лисицкого в районе примыкания к Проектируемому проезду № 4062 длиной 552 метра.
Всего по проекту будет построено свыше 5 км дорог. Для удобства пешеходов в районе жилого комплекса «Шагал» возведут подземный переход, связывающий жилую застройку с зеленой набережной Марка Шагала.
Кроме того, в районе Нагатинский Затон согласован проект велопешеходного моста. Он позволит жителям быстрее добираться до станции Большой кольцевой линии метро.
Еще два велопешеходных моста предусмотрены в Хорошёво-Мнёвниках, а другой мост соединит транспортно-пересадочный узел, в который входят станция метро «Деловой центр», одноименная станция Московского центрального кольца и станция Тестовская первого Московского центрального диаметра, с многофункциональным комплексом IQ-квартал» Московского международного делового центра «Москва-Сити».
ИХ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОСТЫ…
Из числа строящихся мостов в Москве интересен проект моста в створе улицы Мясищева, который по форме будет напоминать такелаж судна. Это так называемый экстрадозный мост длиной 250 метров разновидность вантовых мостов, являющаяся промежуточным звеном между классическими железобетонными и вантовыми мостовыми сооружениями.
Он создаст транспортную доступность, а также современные и комфортные пешеходные маршруты в районе станций метро БКЛ «Мнёвники» и «Терехово», улучшит транспортное сообщение Западного и Северо-Западного административных округов столицы. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Еще один мост сооружается в Хорошёво-Мнёвниках от улицы Новозаводской до улицы 3-й Магистральной. Здесь в 2025 году будет организована новая транспортная связь через Москву-реку. Длина моста – 315 метров. Он соединит район Филёвский Парк и Шелепиху, что позволит лучше распределить транспортную нагрузку на дорожную инфраструктуру на северо-западе столицы.
Строящийся мост через реку Битцу в рамках возведения южного участка МСД от МКАД планируется открыть уже в 2024 году.
Это небольшой 109-метровый мост обеспечит бессветофорное движение на участке от МКАД до Симферопольского шоссе. Еще два мостовых сооружения находятся в стадии проектирования. Это мост длиной 230 метров через реку Москву вблизи улицы Новозаводской (ориентировочный срок начала строительства – 2024 год, срок реализации проекта – 2025 год) и мост длиной 420 метров через реку Раменку в створе продления Мосфильмовской улицы (ориентировочный срок начала строительства – третий квартал 2023 года, срок реализации проекта – 2025 год).
Важнейшей функцией мостов остается повышение связности территории города. Именно этим принципом руководствуются градостроители при выборе места под их размещение. При этом если в прошлые годы упор делался на автомобильные мосты, то сейчас растет актуальность пешеходных переходов. Это связано с глобальной идеей «нового урбанизма», согласно которой жители городов больше ходят и все больше пользуются средствами индивидуальной мобильности, такими как электросамокаты, моноколеса, велосипеды, сигвеи, гироскутеры, и могут преодолевать большие расстояния до общественного транспорта – в среднем от трех до пяти километров.
Я СТРОЮ ИХ ИЗ ПУСТОТЫ…
Сегодня мосты – не просто средство пересечения естественной преграды, но и место общения и созидания, а также арт-пространство. Примером этого является пешеходный мост через Яузу в районе университетского кластера МГТУ им. Баумана.
Это своего рода мост следующего поколения, потому что он станет не только выполнять транспортную функцию, но и служить как общественное пространство. Во многом этому способствовало его расположение: на одном берегу находятся учебные корпуса вуза, на другом – спортивный комплекс и строящиеся студенческие общежития.
В основном этим мостом будут пользоваться студенты, и для них предусмотрено пространство для неформального общения вне стен института. У архитекторов возникла идея увеличить ширину конструкции, чтобы можно было разместить на ней амфитеатр с видом на реку. Там в теплое время года можно будет отдохнуть после учебных пар или заняться выполнением домашнего задания. Сомнений в востребованности моста нет, потому что он сократит в три раза время в пути до учебного корпуса.
ЧТОБЫ ИДТИ ТУДА, ГДЕ ТЫ…
Когда-то мостом считалось дерево, упавшее между двумя обрывами. Таким простым способом люди шли к новым открытиям, узнавали новые места, покоряли территории. Со временем мост стал важным индикатором развития технической науки – усложнялись проекты, методы строительства и подходы к возведению сооружений.
Но важнейшая функция объединения территорий за тысячелетия никуда не делась. Вот и сегодня многие районы Москвы нуждаются в строительстве мостов, и проекты в этом направлении продолжают активно реализовываться, развивая транспортную и соцальную инфраструктуру города.
Такие проекты реализуются Стройкомплексом Москвы с учетом потребностей всех жителей и опорой на конкретную градостроительную ситуацию.