Не ко двору
Грузовые дворы были признаком промышленного развития городов в XX веке. Сейчас наблюдается тенденция их размещения в отдалении от центра, чтобы освободить эти территории для современной городской застройки.
Многофункциональные грузовые дворы исторически были и остаются основой сети грузовых терминалов Российских железных дорог (РЖД). Первые подобные объекты были спроектированы и построены еще в советское время. Их разместили недалеко от крупных промышленных зон, вблизи станций и вокзалов, которые являются местом общего пользования со свободным доступом всем грузоотправителям или грузополучателям.
Современные складские комплексы можно разделить на несколько групп в зависимости от масштаба, характера и объема выполненных работ: терминально-логистические центры (ТЛЦ), грузовые терминалы и грузовые площадки.
Транспортно-складские комплексы РЖД обеспечивают нужды и потребности городских образований, предприятий малого и среднего бизнеса и физических лиц.
Большой переезд
Грузовую деятельность, которую вели рядом с историческими вокзалами Москвы, было решено постепенно вывести из центра мегаполиса. Для этого утвердили Генеральную схему развития Московского железнодорожного узла и план-график по закрытию грузовых дворов, расположенных в границах Малого кольца Московской железной дороги. Также подразумевался поэтапный ввод в эксплуатацию новых терминально-логистических центров «грузового каркаса» в Москве.
Сегодня закрыты грузовые дворы Москва-Товарная, Москва-Бутырская, Москва-Товарная-Рязанская, Москва-II Митьково, Москва-Товарная-Смоленская, Подмосковная, Москва-Товарная-Киевская и Москва-Товарная-Курская.
Освобожденная территория может быть использована для создания качественной городской инфраструктуры, включая строительство бизнес-центров и жилых комплексов. Например, был разработан план развития Рижского грузового двора, расположенного в районе Марьина Роща на северо-востоке столицы вблизи Рижского вокзала. Здесь создадут современный район со множеством общественных функций.
На территории Рижского грузового двора на 20,6 га земли построят общественно-деловой и жилой квартал с транспортной и социальной инфраструктурой.
Рижский вокзал как объект культурного наследия регионального значения сохранит исторический облик. Он построен в 1897–1901 годах в псевдорусском стиле по проекту архитектора С.А. Бржозовского.
Доминантой проекта станет многофункциональный комплекс. Рациональное использование привокзальной территории с учетом международного опыта и современных тенденций в строительстве сделает это пространство полноценным городским кластером, что отвечает требованиям создания полицентрического города.
Деловой кластер состоит из штаб-квартиры РЖД и офисов для коммерческого использования. Здесь появятся образовательные, развлекательные и культурно-досуговые объекты, гостиница и медцентр.
В новом районе разместятся торговые и парадные площади, кафе и рестораны, скверы, бульвары, спортивные объекты, зоны для отдыха детей и взрослых. Для автомобилистов организуют наземную и подземную парковки.
Визитной карточкой проекта станет крытая галерея как общественное пространство, где сочетаются работа, повседневная жизнь и развлечения. Здесь появится прогулочная аллея. В начале галереи сохранят старые ж/д пути как напоминание об истории этого места.
Для разработки архитектурно-градостроительного решения ОАО «РЖД» совместно с АО «ДОМ.РФ» объявили международный конкурс. Его участники разработали комплексное решение рационального использования этих территорий, учитывая международный опыт и современные тенденции в строительстве и архитектуре.
Выгодное размещение
В РЖД отмечают, что наиболее эффективный вариант организации работы терминально-складской сети в Центральном транспортном узле – размещение трех крупных интермодальных хабов в черте города и ряда хабов в Московской области. Это позволит аккумулировать крупные транспортные потоки, распределить их на малые грузовые отправки.
Пункты хранения и распределения грузов планируется разместить в Московской области. Этот подход поддержали региональные власти столицы и области.
«Наиболее перспективными точками для создания и развития сети городских грузовых терминалов на территории Московской области являются уже существующие грузовые дворы ОАО «РЖД», расположенные на станциях Воскресенск, Домодедово, Люберцы-II, Ногинск, Новоиерусалимская, Раменское, Наугольный, Ступино, Щёлково, которые могут работать по технологии сателлитов ТЛЦ опорной сети», – пояснили в пресс-службе РЖД.
Куда переедут грузовые дворы?
Сейчас на территории столицы прорабатывается вопрос размещения перспективных грузовых терминалов ОАО «РЖД» на станции Москва-Южный Порт и развитие действующего ТЛЦ «Кунцево-2». Их деятельность будет направлена на работу с грузами, поступающими исключительно для обеспечения нужд столицы.
На ТЛЦ «Кунцево-2» планируется строительство высокотехнологичного складского комплекса класса «А» общей площадью 21 тыс. кв. м с двумя зонами площадью по 2 тыс. «квадратов» под мультитемпературный склад многоярусного стеллажного хранения с возможностью поддержания температурного режима до -20°С и обустройством прилегающей инфраструктуры, в том числе парковки для грузового и легкового автотранспорта.
По проекту развития ТЛЦ «Кунцево-2» разработана проектно-сметная документация. Сейчас совместно с правительством Москвы ведутся мероприятия по получению градостроительного плана земельного участка, необходимого для получения заключения государственной экспертизы.
ТЛЦ «Южный порт» находится в стадии активных строительно-монтажных работ по первому этапу – сооружению контейнерной площадки. Его ввод в эксплуатацию планируется в 2024 году. В рамках реализации второго и третьего этапов проекта планируется создание двух крытых складов класса «А» или «В+» ориентировочной площадью 52,5 тыс. кв. м и 24,4 тыс. «квадратов» соответственно.
Новый грузовой каркас Москвы
Завершение строительства этих объектов позволит закончить формирование грузового терминально-логистического каркаса столицы с обеспечением секторного обслуживания города и минимизации загрузки грузовым автотранспортом улично-дорожной сети города.
«Планируемая технология работы складского комплекса Москвы предполагает переработку крупных партий груза, прибывающих железнодорожным транспортом, для нужд грузополучателей, расположенных на территории города, их расконсолидацию и доставку партий груза от склада мелкотоннажным автотранспортом до конечного потребителя преимущественно в ночное время. Это позволит оптимизировать логистику с учетом обеспечения потребностей конечного потребителя, увеличить скорость доставки грузов, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, в том числе исключив встречные авто и грузопотоки», – отметили в пресс-службе ОАО «РЖД».