Практика мировых городов: как размещают объекты образования и медицины
Какой город с точки зрения градостроительства можно назвать городом с высокой доступностью медицины и образования? Как в мегаполисах мира подбирают места для размещения образовательных и медицинских объектов? Сравним Москву с Абу-Даби, Лондоном, Гонконгом, Брисбеном и Дели.
Масштабное исследование провели специалисты ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы». Его результаты были представлены на 26-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», которая проходила с 3 по 6 июня 2021 года.
Москва
С начала 2011 года в Москве ввели 20 объектов образования и медицины. По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, к концу 2022 года в городе появится свыше 120 зданий для образовательных учреждений, а также 45 – для организаций сферы здравоохранения, что особенно важно в условиях борьбы с пандемией.
Анализ выбранных мировых мегаполисов показал, что бесплатное дошкольное образование предоставляется только в Москве. В остальных городах учиться бесплатно можно только неполный день, все остальное – на коммерческой основе.
Детские сады в Москве появляются в пределах 300-метровой пешеходной доступности. Что касается объектов общего образования, то при их размещении должна соблюдаться 500-метровая пешеходная доступность.
Еще одна особенность российской столицы – школы и садики могут находиться как под одной крышей, так и в отдельно стоящих зданиях.
Исследования отраслевых документов, регламентирующих объем медицинской помощи, оказываемой населению, показали, что норма посещений таких учреждений в Москве составляет в среднем 18 раз на 1 тыс. жителей. Здесь, как и во многих из сравниваемых городов, сфера здравоохранения работает по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Помимо этого, в Москве, как и в Абу-Даби, могут появляться отдельно стоящие специализированные учреждения – например, травматологические пункты.
Абу-Даби
Основное количество учеников посещают коммерческие организации – 71%, так как бесплатное образование предоставляется лишь гражданам ОАЭ. При планировании объектов упор делается на расположение территории, типологию застройки участка, национальный состав, демографический прогноз и тип финансирования.
«Площадь государственных школ в Эмиратах больше, чем коммерческих. 30% учеников обладают пятиминутной пешеходной доступностью от учебных заведений, остальные добираются на транспорте», – пояснила начальник отдела по оценке и развитию социальной инфраструктуры ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» Светлана Копнина.
На участках появляются озелененные пространства, создаются проезды и игровые зоны.
В столице ОАЭ есть три типа клиник: малые, средние и крупные – в зависимости от обслуживаемого населения. Объект большей вместимости может быть заменен несколькими учреждениями на меньшее количество мест. Также здесь нормирован уровень территориальной транспортной доступности –в пределах 20 минут.
Параметры минимальной площади здания нормируются на жителя – для районов от 2 до 6 тыс. человек. Если население больше, то размер рассчитывается, исходя из типовой вместимости объекта. А на территории медицинского учреждения зачастую расположена одна постройка с небольшим количеством озеленения.
Лондон
В столице Великобритании, кроме садиков, есть детские центры, которые не входят в систему объектов дошкольного образования. При расчете обеспеченности такими учреждениями изучается общее время, которое ребенок проводит не с родителями, а, например, с няней.
94% учеников Лондона посещают государственные учреждения. Однако в городе есть дефицит мест в школах, поэтому при планировании объектов анализируются существующие участки организаций для строительства новых корпусов.
Кроме того, при размещении объекта образования предусматривается резервирование территории для дополнительных построек, поэтому площадь земельного участка в этом мегаполисе немного больше, чем в Москве. А размещаться школы и садики могут как отдельно, так и под одной крышей.
Врачи в Лондоне работают как в коммерческой, так и в бюджетной системе здравоохранения. Объекты первичного приема являются платными, но расходы жителей покрывает ОМС.
Нормирование данных учреждений определяется исходя из рекомендуемого количества посещений на 1 тыс. человек в год. Площади участка и здания не регулируются.
Гонконг
Детские сады и школы в Гонконге планируются на местном уровне, но средние школы – на районном. Как таковых четких правил градостроительного регулирования нет, однако есть требования по обязательному размещению объектов в составе жилых территорий, что позволяет не нормировать их доступность.
Количество мест в школе зависит от того, на сколько рассчитан типовой объект. Также в Гонконге их этажность зачастую выше, чем в Москве, где норма – максимум 5 этажей. На крыше здания могут создаваться спортивные объекты и игровые зоны.
Здесь размещается одна организация сферы здравоохранения на 10 тыс. населения. Остальная помощь предоставляется в семи медицинских кластерах в разных округах. При крупных больницах создаются специализированные поликлиники. В мегаполисе не нормируется уровень территориальной доступности, а площадь участка зависит от типа объекта.
Кстати, в Гонконге и Брисбене системы обязательного медицинского страхования как таковой не предусмотрено: жители просто приходят в государственные учреждения, чтобы получить бесплатную помощь.
Брисбен
Один объект образования в Брисбене размещается минимум на 3 тыс. домохозяйств вместимостью примерно 625 человек.
«Он должен быть расположен в центре и выходить на магистральную улицу, обеспечивая подъездной путь», – добавила Копнина.
В школах и садиках создается большее количество озелененных пространств. Образовательные учреждения рассматриваются как общественные центры, где проводятся мероприятия, а различные площадки используются населением близлежащих территорий.
Количество медучреждений определяется из нормативного охвата населения и в зависимости от того, какое количество врачей там находится. Площадь здания и участка также не нормируются – преобладает типовое проектирование. А вот транспортная доступность до объектов здравоохранения должна составлять 5-10 км.
Благодаря большей территории здесь активнее создается озеленение и дополнительная инфраструктура.
Дели
В Дели дошкольное образование не является обязательным: тут размещается минимальное количество детских садов, а пребывание в них организовано преимущественно на коммерческой основе.
Нормирование учреждений зависит от типовой вместимости объекта и охвата населения. Площадь здания детского сада, в отличие от школы, не закреплена нормами.
В Дели предусмотрена всего одна специализированная поликлиника на 100 тыс. жителей и одно учреждение первичного приема на 50 тыс. человек.
Транспортная доступность специализированных поликлиник должна быть в пределах 300-800 метров. Учреждения первичного приема не нормируются по размеру, они могут размещаться в приспособленных и быстровозводимых зданиях.
Среди требований к объектам здравоохранения также указывается удобный подъезд к постройке и нескользящее покрытие при подходе к зданию для удобства маломобильных жителей.
Выбор городов
Выбор городов-референтов для сравнения отечественной и мировой практики осуществлялся на основе определенных критериев:
- плотность и численность населения (более 1 млн человек);
- особый статус;
- наличие нормативов, определяющих размещение таких объектов;
- количество детей от общего числа жителей;
- площадь города.




