Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

Путешествие к центру земли: в России впервые отмечается День метростроителя

1 окт. 2023 г. 10:27

Весной этого года в ходе церемонии открытия Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании 2 октября Дня метростроителя. И такое решение имеет под собой основу: в последние годы работы по строительству метро продолжаются не только в Москве, такие проекты активизировались еще в пяти крупных городах страны.

 

«Метромоторы»

Первые проекты отечественного метро разрабатывались еще в Российской империи, всего к рассмотрению тогда было предложено не менее пяти вариантов разной степени проработанности и реальности. Наибольший резонанс в обществе имело предложение инженера Петра Балинского, представившего проект линии от строившейся в то время окружной железной дороги возле Петровско-Разумовского через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного и далее, по эстакадам через Москву-реку, к Большой Ордынке и Серпуховской заставе с выходом к Павелецкому вокзалу; по ряду обстоятельств, связанных с финансовыми, имущественными и даже духовными вопросами, этот проект не был одобрен. Были и другие предложения, разрабатывавшиеся в последующие годы, но они не получили развития из-за начавшихся Первой мировой войны и революции.

К идее строительства подземки вернулись только в период сталинской индустриализации и мегапроектов. Идейным вдохновителем проекта и основным его «мотором» стал первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович. Совнаркомом СССР 2 октября 1931 года было принято положение о «Метрострое», после чего и началась ударная стройка, а уже 15 мая 1935-го в Москве открылась первая очередь метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской».

Впоследствии, по укоренившейся в СССР традиции, на проекты метрополитена могли претендовать только города-миллионники. Во многом благодаря работам, проводившимся в советский период, подземка сегодня имеется помимо Москвы в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Санкт-Петербурге. Кроме того, в Волгограде действует скоростной трамвай, часть станций которого построена под землей по стандартам метро. После распада СССР в 90-е годы в стране было не до сложных и дорогих строек, тем более метро: даже столица под управлением инициативного Юрия Лужкова со всеми своими финансовыми, административными, профессиональными и трудовыми ресурсами открывала лишь по нескольку новых станций, и то не каждый год. Лишь в настоящее время проекты строительства метро активизировались сразу в нескольких городах.

 

Москва

Столичная программа строительства метро — самая масштабная в России и одна из крупнейших в мире: с 2011 года протяженность московской подземки выросла более чем в полтора раза, было построено и реконструировано свыше 230 км линий метро, 114 станций, четыре дополнительных вестибюля и 11 электродепо. «Ключевым событием стало завершение мегапроекта мирового уровня — БКЛ. Однако на этом мы не намерены останавливаться: в ближайшие десять лет планируется построить еще 39 станций», — заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

В настоящее время развернуты работы по строительству Троицкой, Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий, по продлению Сокольнической и Арбатско-Покровской веток. Кроме того, возводятся станции на уже действующих Кольцевой и Люблинско-Дмитровской линиях.

 

Санкт-Петербург

Второй по масштабам и сложности метрополитен страны расположен в Северной столице. В свое время старт строительства подземки там был намечен на 1941 год, однако из-за Великой Отечественной войны его пришлось перенести. К строительству долгожданного метро вернулись лишь в 1947 году, и уже в 1955-м была открыта первая ветка от «Площади Восстания» до «Автово».

Сегодня в системе Петербургского метро пять линий с 72 станциями. Однако уже в 2024-2025 годах планируется продлить существующие ветки: будут построены участки Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до «Путиловской» и Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» до станции «Морской фасад». Проекты предусматривают возведение станций, вестибюлей и административного здания; их реализация запланирована на 2024-2025 годы.

 

Самара

Самарская область, также уже имеющая собственное метро, планирует построить более 2 км линии и ввести в эксплуатацию станцию «Театральная». Новая станция свяжет административный и культурный центр города с промышленными районами, ее предполагается расположить рядом с площадью Куйбышева и Самарским театром оперы и балета имени Шостаковича. Сейчас уже готовятся к запуску тоннелепроходческие комплексы для строительства перегонных тоннелей, активно идут работы по устройству котлована станционного комплекса.

 

Челябинск

Метро в Челябинске — это объект незавершенного строительства: после первых разговоров о подземке в 1967 году к строительству приступили только в 80-х. Однако и позднее из-за недостатка финансирования работы то начинались, то приостанавливались, а в 2014-м и вовсе были заморожены. И лишь сегодня идею метрополитена возродили, но в виде проекта скоростного трамвая. С использованием средств инфраструктурного кредита предстоит построить линию «Север—Юг», которая соединит северо-западную часть города и Металлургический район с железнодорожным вокзалом, и линию «Восток—Запад» от станции «Площадь Революции» до Южно-Уральского университета.

Помимо этого, в рамках проекта предстоит предусмотреть и осуществить модернизацию путей существующей трамвайной сети и тяговых подстанций, реконструкцию двух трамвайных депо и строительство нескольких платформ. Таким образом, перед строителями стоит задача в 2026 году запустить свыше 11 км обновленных линий метротрамвая с тремя наземными и тремя подземными остановками.

 

Красноярск

Аналогичную челябинской систему метротрамвая планируется создать на базе существующего метро в Красноярске. Первый этап предполагает строительство линии протяженностью более 10 км через центр города, расположенный на левом берегу реки Енисей; здесь предусмотрено сооружение четырех подземных и двух наземных остановочных пунктов. Планируется, что линия будет запущена в эксплуатацию в 2026 году.

Вторая часть проекта — линия от улицы Шахтеров до Ястынской — еще разрабатывается. Здесь предполагается построить шесть наземных станций, а также создать систему транспортно-пересадочных узлов, где будут пересекаться маршруты других видов наземного транспорта. Предварительный срок реализации проекта — до 2028 года.

 

Нижний Новгород

В ближайшие годы в городе планируется продлить сразу две ветки метро. Предполагается, что тоннель Автозаводской линии проложат под улицей Горького до площади Свободы, где будет построена пересадочная станция с двумя вестибюлями и переходами. Далее тоннель пройдет под улицей Горького с выходом на Большую Печёрскую и улицу Белинского, при этом строительство затронет также улицы Новосолдатскую и Тургенева. Проект продления второй линии — Сормовско-Мещерской — предусматривает строительство 2,3 км путей, возведение станций мелкого заложения «Варя» и «Сормовская».

 

Марат ХУСНУЛЛИН, вице-премьер РФ:

«Работы по новому метростроительству в стране во многом стали возможны благодаря созданию в 2021 году механизма инфраструктурных бюджетных кредитов: порядка 238,5 млрд рублей было направлено как раз на строительство метро и метротрамваев в разных городах. Это позволило запустить проекты метро в Нижнем Новгороде, Самаре и СанктПетербурге, а также начать проектирование и строительство метротрамваев в Красноярске и Челябинске»
 

Антон Мастренков Строительная газета

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метрополитен
  • рельсовый транспорт

Другие материалы по теме

Южный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) ст."Каховская" - ст. "Проспект Вернадского". 4 этап: "Реконструкция участка - станция метро "Каширская" - станция метро "Каховская". Корректировка в части изменения технических решений". Этап 4.2.1.2: Реконструкция Каховской линии на участке от ПК0135+00 до ПК0148+00, включая ст. "Варшавская" с учетом существующих веток в электродепо, включая первоочередные работы по реконструкции ст. "Каширская". В полном объеме". Ветка в депо "Замоскворецкое" Большой кольцевой линии Московского метрополитена
30 сент. 2023 г.
Архитектура, покоряющая мир: «СГ» собрала знаковые проекты российских зодчих за рубежом
Архитектура, покоряющая мир: «СГ» собрала знаковые проекты российских зодчих за рубежом
2 окт. 2023 г.
Олег Белозеров: следующее 20 лет станут временем высокоскоростных поездов
Олег Белозеров: следующее 20 лет станут временем высокоскоростных поездов
2 окт. 2023 г.
День метростроителя
День метростроителя
2 окт. 2023 г.
Открылась обновленная экспозиция музея Мосметростроя
Открылась обновленная экспозиция музея Мосметростроя
2 окт. 2023 г.
Собянин поздравил создателей московского метро с Днем метростроителя
Собянин поздравил создателей московского метро с Днем метростроителя
Что такое Московские центральные диаметры
Что такое Московские центральные диаметры
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Владимир Ефимов: четыре фармпредприятия арендуют землю по льготной ставке
Новые свойства бетона: постоянно обновляемые требования толкают к экспериментам с привычными материалами
Стартовал конкурс студенческих проектов Steel2Real’24
Неэффективно используемый участок в Южном Бутове реорганизуют
Два корпуса по реновации возведут в районе Щукино
Школу и подъездную дорогу к ней построят в Троицке
Жители двух домов в Южном Тушине начинают переезд по реновации
Владимир Ресин: почивать на лаврах - это не мое!

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика