С вниманием к истории: как реконструируют Центральный Московский ипподром
В столице продолжается масштабная реконструкция старейшего в стране Центрального Московского ипподрома. Объект с более чем 190-летней историей не только будет модернизирован, но и нарастит свои мощности – общая площадь инфраструктуры увеличится более чем в 2,5 раза. О ходе работ и будущем уникального комплекса – в материале.
Объект с богатой историей
Старейший в стране и первый в мире рысистый ипподром был основан в 1834 году. Он расположен на территории бывшего Ходынского поля на ул. Беговая, д. 22 в районе Беговой на севере столицы.
В середине прошлого века Главный корпус на его территории реконструировали и перестроили в стиле сталинской архитектуры.
До конца 1980-х годов Центральный Московский ипподром был одним из самых оживленных мест отдыха в городе.
С 1992-го по 2000-й бега не проводились, а затем проходили в меньших масштабах, чем в годы его расцвета. Постепенно комплекс стал приходить в упадок.
Возрождение ипподрома и особенности объекта
4 апреля 2024 года стартовала комплексная реконструкция Центрального Московского ипподрома.
Проект модернизации был разработан Правительством Москвы совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Он предусматривает возрождение этого важного объекта как уникального спортивного и досугового центра.
Исторический облик объекта культуры регионального значения – Главного корпуса Московского ипподрома площадью 14,25 тыс. кв. м – будет восстановлен: специалисты отреставрируют кровлю, фасады, пол, расписные потолки, лепнину и другие элементы интерьеров.
Вместимость основной зрительской трибуны увеличится почти в два раза – здесь смогут разместиться 2 тыс. человек. Также обустроят тотализатор в историческом месте.
Сохранят исторический ресторан на 150 гостей, а площадь Музея истории Центрального Московского ипподрома и коневодства увеличат в шесть раз – там планируется разместить три постоянные экспозиции.
Модернизированная зона состязаний будет соответствовать лучшим международным правилам проведения конных соревнований. Длина призовой скаковой дорожки составит 1,6 км, ширина – 25 м. Это позволит проводить скачки с максимальным числом участников забега до 16 голов.
Призовая дорожка для рысистых бегов длиной 1,4 км и шириной 25 м, включая трехметровую полосу безопасности, будет рассчитана на забеги с числом участников до 10 голов. Помимо этого, здесь обустроят:
- две тренировочные дорожки с мягким и твердым покрытием;
- сервисные дорожки для судей и специалистов, организующих телевизионные трансляции.
Пространство внутри скакового и бегового кругов благоустроят – появится шатровая зона финиша (дополнительная площадка для зрителей), а также зона для проведения культурных и спортивных мероприятий. Для прохода внутрь круга построят подземный переход.
«Мы планируем, что люди к нам будут ходить, гулять, для них будет сооружен пешеходный тоннель. Также в планах – обустройство небольшого водоема. Появится и станция водоподготовки, которая будет снабжать этот пруд», – отметил начальник отдела по эксплуатации Центрального Московского ипподрома Дмитрий Алексеев.
Для выхода лошадей из конюшен и обратно соорудят двухпутный тоннель длиной 190 м и шириной 8,2 м. Для крупной обслуживающей техники проложат тоннель протяженностью 300 м и шириной 5 м.
Особо важная деталь проекта реконструкции ипподрома – создание современного конного двора на месте устаревших зданий и сооружений ипподрома. В его составе разместятся:
- конюшни для скаковых лошадей на 282 головы и для беговых лошадей на 600 голов;
- конноспортивный комплекс с конюшнями, тремя манежами и трибунами;
- гостевая конюшня;
- ветеринарный блок полного цикла с МРТ, КТ, рентгеном и системой телемедицины;
- хостел для участников соревнований по конному спорту – со столовой и спортзалом.
«Мединский кластер будет представлен двухэтажной ветеринарной клиникой с двумя операционными для проведения полостных операций. Также предусмотрена карантинная конюшня, изолятор – на случай, если лошадь сильно заболеет. В составе ипподрома появится реабилитационный центр для лошадей, где обустроят водяную дорожку, а также разместят и другое оборудование для процедур», – пояснил Дмитрий Алексеев.
Благоустройство территории коснется сквера перед Главным корпусом, Беговой аллеи и прилегающих кварталов.
Специалисты также отреставрируют знаменитые пилоны ворот с конными скульптурами, которые украшают въезд на ипподром со стороны Ленинградского проспекта.
Бережная реставрация и не только
Главный корпус Центрального Московского ипподрома был построен по проекту архитекторов Барютина И.Т. и Кулагина С.Ф. в 1889 году.
«Это был замечательный образец эклектики с входным порталом, напоминавшим вход в парижскую оперу с двумя квадригами, венчающими этот портал. Первоначальное здание сгорело в 1949 году, оно было воссоздано по проекту архитектора Жолтовского И.В. уже в новой архитектуре. Одну из квадриг Жолтовский И.В. разобщил, а коней распределил по парапетам здания, обогатив тем самым его силуэт», – рассказал научный руководитель по реставрации Центрального Московского ипподрома, почетный реставратор города Москвы Евгений Кокорев.
Сами квадриги были созданы по проекту скульптора Константина Клодта – внука автора скульптурного ансамбля Аничкова моста в Санкт-Петербурге Петра Клодта.
Их сделали из шпиатра – сплава цинка, олова и других металлов. Несмотря на то, что он мягкий и из него легко делать разные формы по шаблону, реставрировать такой материал достаточно трудно, поэтому сейчас его практически не используют.
«Поскольку это листовой материал – 2-3 мм толщиной, реставраторам приходится отливать его заново по старой технологии, соблюдая все рецептуры: они делают формы и индивидуальные заплатки для квадриги. Сначала же материал расчистили от старых слоев краски, отреставрировали каркас сложной формы внутри, который, к счастью, сохранился, и сейчас занимаемся оболочкой, которая изрядно пострадала. Часть коней из ранее расформированной квадриги уже отреставрирована», – пояснил Евгений Кокорев.
По его словам, основание квадриги на металлическом каркасе также реставрируется и укрепляется.
Фасады Главного корпуса бережно восстанавливают с вниманием к истории объекта. В работе над Главным корпусом Жолтовский И.В. использовал оригинальные приемы, которые повлияли на условия современной реставрации.
«Рельеф XIX века первоначального здания частично сохранился. Жолтовский И.В. свой фасад «повесил» в 15-20 см от старого. Сейчас же наша задача состоит в том, чтобы воссоздать первоначальный слой фасада Жолтовского И.В. Также мы сохраним окна, выполненные по проекту архитектора», – добавил Евгений Кокорев.
Богатую палитру изобразительных средств Жолтовский И.В. использовал и внутри здания. Так, здесь специалисты встречают активный рельеф, выполненный зачастую в бетоне, роспись потолков и стен, цветную гризайль, цветные витражи.
Все это делает процесс реставрации объекта крайне насыщенным и разнообразным как с точки зрения технологий, так и с точки зрения индивидуальных изучений реставраторами разных тонкостей.
Еще одна особенность здания, которая требует особого внимания – кессонированный потолок с лепным декором и альфрейной росписью под дерево над главной лестницей ресторана.
«Кессоны выполнены из гипса, сейчас идет реставрация росписи под дерево. Есть утраты, мы видим значительные повреждения в зоне появления грибка. Сейчас это все будет расчищаться, обрабатываться антисептиком, а затем воссоздаваться сама роспись», – заключил Евгений Кокорев.
У специалистов впереди еще много скрупулезной работы по реставрации и реконструкции ипподрома, но одно можно сказать точно – лошади, которые сейчас находятся в самых разных местах, вернутся в самые современные условия, а на карте Москвы появится обновленная точка притяжения для жителей и гостей города.















