timelapse

Садовое кольцо превратят в аллею

Темы в материале

В мае начнется масштабный ремонт центральных магистралей

Глобальный ремонт ожидает в ближайшее время главные пешеходные и транспортные артерии центра города. Всего в списке на благоустройство более 50 улиц, в том числе таких знаковых, как Тверская, Новый Арбат, Моховая, Охотный Ряд. Частично подвергнутся изменениям и оба кольца – Садовое и Бульварное. Более 80% пользователей портала «Активный гражданин» одобрили проекты программы «Моя улица».

Москвичам представили полные проекты благоустройства порядка двух десятков улиц, детально отображающие все особенности предлагаемых изменений. Всего за неделю в голосовании приняли участие около 150 тыс. человек. Особый интерес москвичей вызвали проекты изменений на Садовом кольце (134 441 проголосовавший), Бульварном кольце (133 381 голос), Новом Арбате (76 850 проголосовавших) и Тверской улице (65 794 голоса). Поддержку каждому из проектов высказали в среднем 86,8% горожан, принявших участие в голосовании.

Аллея с «Букашками»
Ожидается, что благоустройство Садового кольца начнется уже в мае нынешнего года. В этом году свой облик кардинально поменяет участок от старого Арбата до Долгоруковской улицы.

Садовое кольцо начнет оправдывать свое название – на нем появятся деревья. Как сообщили авторы проекта КБ «Стрелка», на Садовом кольце оборудуют около 100 новых садов и площадей. Будет высажено порядка 1500 новых деревьев девяти различных видов – яблони, груши, рябины, липы и т.д. «Одна аллея, идущая через десятки садов, – таким должно стать Садовое кольцо в будущем», – отметили в бюро. Деревья высадят на уровне тротуара, отгородив от проезжей части бордюрным камнем. Помимо этого на Садовом изменится освещение. На проезжей части светильники будут заменены энергосберегающими. В пешеходной зоне появятся современные фонари с рассеянным светом.

«Новые автобусные остановки будут оборудованы электронным табло с расписанием, билетными автоматами и бесплатным Wi-Fi. Для предотвращения наездов автомобилей на пешеходов автобусные остановки отгородят специальными защитными столбиками», – рассказали в КБ «Стрелка». Вопрос, сохранится ли движение «рогатых», в первую очередь так называемой «Букашки» (троллейбусы Б и Бк), обсуждался несколько раз. На данный момент в проекте контактная сеть сохранена. В департаменте транспорта Москвы также сообщили, что по новой схеме движения по Садовому кольцу троллейбусы здесь сохранятся, однако на время работ часть контактной сети может быть демонтирована.

Проект предусмотривает расширение тротуаров с сохранением функций магистралей. Для автомобилистов останется 10 полос в обе стороны, но полосы для движения, за исключением крайних, будут сужены. В некоторых местах к ним добавятся дублеры, которые будут отделены от основного потока деревьями. Вдоль дублеров планируется оборудовать 173 новых парковочных места. «Унификация ширины проезжего полотна позволит расширить пешеходную зону на большей части улиц Садового кольца и избежать «бутылочного горлышка» на проезжей части», – говорят авторы проекта.

Чет и нечет

Также реконструкция ждет и четную сторону Бульварного кольца на участке от Арбатской площади до Покровки. Работы пройдут на Никитском, Тверском, Страстном, Петровском, Рождественском, Сретенском и Чистопрудном бульварах. Архитекторы предлагают создать вдоль бульваров единую пешеходную зону и дополнительно ее озеленить, обустроить газоны, цветники. А перед Богородице-Рождественским монастырем организовать небольшой сад. Ширину проезжей части предлагается оптимизировать, при этом сохранив 95% парковочных мест на бульваре. Для любителей велосипедных прогулок сохранят существующую велополосу.

Концепция благоустройства Нового Арбата разработана российским архитектурным бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» и немецким Topotek 1 под руководством экспертов КБ «Стрелка». По словам Ирины Шараповой, главного архитектора проекта из архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», в основу концепции благоустройства Нового Арбата был положен принцип выявления двух разных характеров нечетной и четной сторон улицы. На нечетной стороне планируется организовать зеленый прогулочный бульвар с непрерывной стеклянной витриной (кафе, рестораны, магазины, расположенные в домах-«книжках»). Парковки, которые не раз уже ремонтировались, вновь будут реорганизованы. Как именно, сказать пока сложно, в «Московском паркинге» сообщили, что информации еще нет. На четной стороне планируется создать систему небольших разноуровневых площадок для отдыха, защищенных «зеленой стеной».

Липы против пыли

Реконструкцией первой очереди Тверской улицы – от начала до Пушкинской площади – занимается архитектурное бюро West 8. Главная идея – возвращение деревьев. По проекту на главной магистрали, ведущей к Кремлю, должна появиться целая аллея лип из 86 деревьев. Этот вопрос обсуждается в Москве уже несколько лет, вместе с идеями сделать Тверскую улицу полностью пешеходной и сократить движение по ней на две полосы. Что касается деревьев, то многим экспертам идея казалась утопической, так как в 90-х годах на улице провели коммуникации, а чтобы улица вновь стала зеленой, их нужно переносить под проезжую часть. Каким образом это будет сделано, пока не уточняется. Согласно проекту от воздействия реагентов и грязи с проезжей части липы защитит двойной бордюр общей высотой 40 см. Сами же деревья смогут удерживать порядка 12 тонн пыли от автотранспорта.

Тротуары на Тверской будут расширены за счет оптимизации ширины полос движения с 3,7 метра до 3,25 метра. Если сейчас общая площадь тротуаров составляет 35% от всей площади Тверской, то после реконструкции они будут занимать 45%. Уникальным станет освещение улицы. По чертежам музея «Огни Москвы» воссозданы 80 исторических фонарей с энергоэффективными лампами.

На Таганской улице будет установлена уличная мебель, а в местах, свободных от инженерных коммуникаций, высадят морозоустойчивые деревья, отделяющие пешеходную зону от проезжей части. Благоустройство Большой Якиманки тоже предполагает высадку новых деревьев, отделяющих как пешеходную зону от дороги, так и встречные полосы автомобильного движения друг от друга. Кстати, обсуждая проект благоустройства Садового кольца, некоторые москвичи удивлялись тому, что на улице с 10-полосным движением нет отбойников и, вероятно, не будет. В департаменте транспорта пока не прокомментировали этот вопрос.

На большинстве остальных центральных улиц, которые будут благоустроены в этом году, также предполагается расширение тротуаров, создание комфортных пешеходных пространств, высадка новых растений.

Когда начнутся работы, пока неизвестно. В департаменте капитального ремонта Москвы уточнили, что скорее всего в апреле-мае, и продлятся они до сентября-октября. Главное, чтобы работы не велись на всех улицах одновременно. Это может привести не только к транспортному коллапсу, но и доставить серьезные проблемы пассажирам общественного транспорта и велосипедистам, тем более что Садовое, Бульварное кольца, Новый Арбат, Моховая и Тверская тесно связаны между собой.

ИВАН ЧЕРНЫШЕВ

«Московская перспектива»