Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

Самой первой газете о метро – 90 лет

Темы в материале:

Метро

8 авг. 2022 г. 10:00

Старейшему строительному изданию – газете «Метростроевец» – 6 августа исполнилось 90 лет! За эти годы выпущено 13682 номера, ставших летописью истории столичного метростроения. Главный редактор газеты Ольга Демьянова рассказала о том, как зарождались традиции строительной журналистики и как их удалось сохранить по сей день.

Спустя год после основания Московского метростроя, вышел первый номер многотиражки, освещающей самую романтичную и долгожданную стройку начала XX века. Газета в то время носила название «Ударник Метростроя». Ее возглавлял Ефим Давидович Резниченко, юный выпускник Всесоюзного коммунистического института журналистики. Под его руководством газета стала ярким боевым листком, разжигающим энтузиазм съезжавшихся со всех уголков Советского Союза молодых строителей.

 

 

Черно-белые печатные страницы освещали будни строительства первых станций, быт первопроходцев, рассказывали о технологиях проходки. Почти сразу газета превратилась в своеобразную площадку, где размещали агитационные материалы, литературные и исторические очерки, образовательные статьи и острые заметки о проблемах рядовых строителей. Здесь каждому давали слово, хвалили передовиков и подбадривали отстающие бригады. Ежедневный выпуск ждали и профессора, и рабочие, и простые москвичи, которые следили за строительством нового транспорта в столице.

Коллектив редакции в то время насчитывал более 20 человек. Была собственная типография. Много материалов поступало непосредственно со строительных площадок, где трудились рабкоры. Корреспондентом мог стать не каждый. Перед зачислением в штат редакции будущие работники пера проходили обязательное обучение горняцкому делу на строительстве Днепростроя и в шахтах Донбасса. Они становились не просто литературными сотрудниками, а профессионалами, разбирающимися в тонкостях шахтного дела. Так зарождался дух единства печати и стройки.

Заголовки времен строительства первых очередей заряжали оптимизмом: «Даешь досрочную сдачу станций!», «Бригада обещает ускорить проходку тоннеля», «Метростроевцы шлют привет партконференции».

 

 

Самуил Яковлевич Маршак оценил труд первых метростроевских журналистов вот такими поэтическими строчками: Скажи, кто выстроил метро? – Отбойный молоток. Но и колючее перо Вписало в летопись метро Немало славных строк…

Великая Отечественная война не остановила выпуск «Ударника Метростроя», как и не прервала строительство новых линий метро. Одним из самых важных лозунгов газеты того непростого периода стал: «Выполнять норму товарища, ушедшего на фронт». А на фронт, несмотря на бронь, уходили сотни добровольцев. За время войны построено семь новых станций, за доблестный труд Мосметрострой награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Записалась в ополчение и корреспондент газеты, поэтесса Маргарита Петровна Неволина. Почти на два года она переквалифицировалась в военкоры. Ее руке принадлежит множество очерков о фронтовиках, например, заметка с гордым названием «Не обошлось без Метростроя» о Константине Яковлевиче Самсонове, чей батальон штурмовал рейхстаг и водрузил над ним историческое знамя Победы Заметка.

 

 

Первопроходцы восхищали, вдохновляли, а всесоюзная стройка манила множество творческих людей. Под эгидой «Ударника Метростроя» выпускалась еще и литературная газета, которая объединяла местных поэтов и писателей. Среди них была известная поэтесса Белла Ахмадулина. Ее сотрудничество с газетой началось в 50-х годах сразу после окончания школы. Несмотря на недолгое сотрудничество, она еще ни раз вспомнит о Метрострое. В тот период газета уже обрела свое новое название «Метростроевец».

 

 

Годы шли, в стране менялись политическая и экономическая обстановка. В 1980-х закрылась кадровая школа рабкоров «Метростроевца», а с начала 1990­-х газета пе­рестала быть органом парткома, дорпрофсожа, комитета ВЛКСМ. Но невзирая на трудности, из-за которых закрывались многие многотиражки в советские годы, не сумевшие преодолеть навалившихся изменений, наша газета выжила. Это стало возможным благодаря грамотным решениям главного редактора Фаины Блиновой, неравнодушным корреспондентам, в числе которых был и поэт Юрий Петрунин, посвятивший редакции и стройке метро четверть века своей трудовой деятельности.

 

 

Подшивки «Метростроевца», которые помимо редакции можно найти в Ленинской библиотеке и ее филиале в Химках, хранят не просто сводки со стройки, но историю целой страны. Газета стала своеобразным зеркалом исторической ретроспективы. От Великой Отечественной войны к первому полету человека в космос, от оттепели до перестройки.

Тысячи героев обрели на страницах «Метростроевца» вечную жизнь и память. К нам часто обращаются родственники первостроителей в поисках информации о своих родных. Том за томом «Ударник Метростроя», а затем «Метростроевец» восстанавливает хронологию строительства метрополитена Москвы, значимых социальных и культурных объектов по всей стране. Среди них – БАМ, тоннель имени тов. Сталина во Владивостоке.

Юбилей газеты «Метростроевец»: история в лицах. Пресс -служба АО «Мосметрострой»

05.08.22
1/8

Сегодня коллектив редакции «Метростроевца» продолжает славное дело своих предшественников. Как и в далекие 30-е годы на ее передовице рассказы о строительстве новых станций столичного метро, ее герои – простые строители, для которых шахта стала вторым домом. В новом время газета обрела краски и выходит как в печатной, так в и в электронной версии. Ее по-прежнему с нетерпением ждут на стройплощадках современные строители, и в почтовых ящиках – ветераны Московского метростроя. Это первое и на сегодняшний день единственное метростроительное издание с 90-летней историей!

Информационная служба портала

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • метро

Другие материалы по теме

11 авг. 2022 г.
Большая кольцевая линия метро даст городу больше 6 тыс рабочих мест
Большая кольцевая линия метро даст городу больше 6 тыс рабочих мест
12 авг. 2022 г.
Бочкарёв заявил, что БКЛ станет самой большой кольцевой линией в мире
Бочкарёв заявил, что БКЛ станет самой большой кольцевой линией в мире
12 авг. 2022 г.
Собянин: строительство всех станций БКЛ метро завершится до конца года
Собянин: строительство всех станций БКЛ метро завершится до конца года
15 авг. 2022 г.
72 метра под землей: как строят станцию БКЛ метро «Марьина Роща»
72 метра под землей: как строят станцию БКЛ метро «Марьина Роща»
12 авг. 2022 г.
На станции «Марьина Роща» БКЛ метро испытан самый длинный эскалатор
На станции «Марьина Роща» БКЛ метро испытан самый длинный эскалатор
5 авг. 2022 г.
Юбилей газеты «Метростроевец»: история в лицах. Пресс -служба АО «Мосметрострой»
8 фото
3 авг. 2022 г.
Участок Троицкой линии метро между «Новаторской» и «Коммунаркой» готов более чем на 50%
Участок Троицкой линии метро между «Новаторской» и «Коммунаркой» готов более чем на 50%
1 авг. 2022 г.
На станции БКЛ метро «Нагатинский Затон» начался монтаж большого мозаичного панно
На станции БКЛ метро «Нагатинский Затон» начался монтаж большого мозаичного панно

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Выполнено благоустройство Лефортовской набережной
Участники фестиваля МУФ смогут создать 3D-модели зданий
Павел Хижняков о строительстве хордовых магистралей, учебе во Франции и любимом проекте в Москве
Три станции на МЦД-1 и МЦД-2 реконструируют до конца года
Детско-взрослую поликлинику на 320 посещений в смену проектируют в поселении с применением  BIM-моделирования
Хуснуллин: 24 проекта ТПУ выставят на торги в этом году
Профессиональное сообщество обсудило Стратегию инновационного развития строительной отрасли
Дублер Кутузовского проспекта пройдет по эстакадам от Москва-Сити до МКАД

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика