timelapse

Стройкомплекс Москвы намерен изменить систему подготовки кадров и управления рынком труда в отрасли

Темы в материале

Существующая в столице система подготовки специалистов для строительной отрасли не соответствует кадровым потребностям предприятий ни по количеству, ни по качеству выпускников. Пути решения проблемы обсуждали на заседании Объединенного научно-технического совета по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы, которое состоялось в Стройкомплексе 14 марта.

По данным статистики, в Строительном комплексе Москвы работают 900 тысяч человек. Однако предприятия постоянно испытывают дефицит специалистов - в первую очередь рабочих специальностей. Это вызвано тем, что потребности строительных компаний не совпадают с системой подготовки кадров для отрасли. Таковы данные исследования, проведенного по инициативе Департамента градостроительной политики Москвы.

В обсуждении итогов научно-исследовательской прикладной работы «Научно-методическое обеспечение разработки основных направлений кадровой политики при реализации государственных программ города Москвы «Градостроительная политика» и «Жилище» на 2012 - 2016 годы» приняли участие представители городских органов исполнительной власти, кадровых служб организаций-работодателей, общественных организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций, а также столичных учебных заведений.

На сегодняшний день специалистов, которые используются в строительной отрасли, готовят в 21 вузе Москвы. Максимальный выпуск в 2009 году составил шесть тысяч человек, в 2012 году - 4800. Еще порядка 2,5 - 3 тысяч ежегодно выпускают колледжи. Как известно, в этих образовательных учреждениях учащиеся получают начальное и среднее специальное профессиональное образование, рабочие специальности ребята получают на первом уровне (аналог ПТУ советских времен). Именно в специалистах рабочих специальностей испытывают крайне острую нехватку строительные компании. В первую очередь требуются каменщики, арматурщики, монтажники и плотники. Между тем на стройки Москвы ежегодно приходит только около ста молодых рабочих, а дефицит закономерно замещается работниками из стран ближнего зарубежья.

Ранее считалось, что это происходит из-за того, что уровень зарплаты, предлагаемой работодателями, оказывается существенно ниже того, который ожидают выпускники колледжей. Однако проведенное исследование опровергло это предположение, по крайней мере, по средним и крупным строительным предприятиям. Называлась также непрестижность труда строителей среди молодежи, но социологический опрос показал, что такого мнения придерживаются только 4% учащихся. При этом выяснились другие причины кадрового голода. Так, с первой ступени ребята не торопятся отправляться на стройки, потому что очень велика ментально-мотивационная установка - они не хотят работать в коллективах с высокой долей трудовых мигрантов.

Отмечена серьезная диспропорция в том, какое образование получают выпускники и какие специалисты на самом деле требуются работодателям. В настоящее время из общего числа выпускников доля начального профобразования (НПО) составляет порядка 12%, среднего и высшего образования - по 42 - 46%. В то же время заявленная потребность отличается кардинально: работодателям надо 95% выпускников НПО, и всего по 2,3% и 2,7% - ребят со средним и высшим образованием. На заседании совета прозвучало предложение частично увеличить объем подготовки рабочих кадров за счет обучения в колледжах взрослых (такой механизм разрешен с 2012 года).

Еще одна мера - возможная отсрочка от призыва в армию учащихся колледжей, которые закончили первую ступень профессионального обучения - это позволило бы продолжать образование без перерыва на службу. Предполагается, что соответствующий законопроект будет рассмотрен Госдумой в апреле.

Кроме того, на совете прозвучало предложение ввести представителей строительных компаний в советы колледжей - это поможет работодателям напрямую влиять на подготовку нужных специалистов. Надо отметить, что в настоящее время треть работодателей оценивает взаимодействие с колледжами как неэффективное.

Целый ряд предложений прозвучал от Департамента образования Москвы. По словам директора учебно-методического центра Департамента Артема Киселева, по требованию работодателей специалисты Департамента готовы разработать краткосрочные программы повышения квалификации (72 и более часов). Еще одно важное направление - сертификация выпускников. Для этого планируется создать центры профессиональных квалификаций. Таких центров может быть несколько - по различным строительным специальностям. В них можно будет развивать короткие образовательные программы и сертифицировать специалистов. В первую очередь центры будут ориентированы на москвичей, а в перспективе они могут стать площадками и для работы с привлеченной рабочей силой.

Московский горком профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов тоже готов участвовать в работе с учащимися. Основные направления озвучил председатель МГК профсоюза Валерий Лаптев. По его мнению, уже в колледжах и вузах ребят надо принимать в отраслевой профсоюз и привлекать ко всем мероприятиям: культурным, спортивным и т.д. Кроме того, профсоюз готов взять на себя сопровождение производственной практики и наставничество.

Однако все эти меры являются дополнительными. Главное - комплексная модернизация всей системы подготовки кадров для отрасли и повышения квалификации строителей, признали участники совета. А для этого нужна координация образовательных учреждений и работодателей. По мнению экспертов, центром и системным интегратором этой работы должен стать Департамент градостроительной политики Москвы. При нем предложено создать межведомственную комиссию по формированию контрольных цифр приема в колледжи.

Среди новых инициатив - создание информационно-аналитической системы трудоустройства в строительной отрасли, общественная аттестация образовательных программ дополнительного профобразования (ДПО) и организация ресурсных центров. Дело в том, что проблема ДПО с нынешнего года, что называется, встанет в полный рост: эта сфера, согласно новой редакции закона об образовании, перестала быть заботой государства, и единых документов государственного образца на повышение квалификации с 2013 года выдаваться не будет. А значит, важно организовать систему повышения квалификации на базе колледжей, которые могут обеспечить достойный уровень знаний и навыков.

Еще одна идея - создание центра трудового обмена. Суть состоит в том, чтобы помочь строителям во время снижения объемов на «родном» производстве временно найти применение в других компаниях.

Предприятиям предложено провести самообследование и определить кадровый состав и потребности в специалистах.

По мнению экспертов, защитить рынок труда от неквалифицированных работников должны разработка отраслевых профстандартов, добровольная сертификация работников, система страхования профессиональных рисков и другие меры. Кроме того, предложено разработать механизмы по привлечению рабочих из соседних регионов.

В целом необходимо синхронизированно развивать две системы управления: профессиональным образованием и рынком труда. Такое мнение высказал заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Дегтярев.

«Нам надо переходить в режим регулярного сбора - давайте эти вопросы обсуждать ежемесячно. Причем надо будет прорабатывать все подробности - к примеру, если решено создать центр трудового обмена, надо заниматься уставом, просчетом экономики и так далее. Для разработки конкретных вопросов предлагаю создать рабочую группу. Все участники процесса представлены здесь, и только в наших силах решить существующие проблемы», - заключил С. Дегтярев.