timelapse

 

В советское и постсоветское время было разработано несколько генпланов. Все они были продуктом своего времени и несли черты идеологизированной доктрины развития нашей страны определенного периода.

В 1923 году был издан проект «Большой Москвы» - фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством выдающихся архитекторов И.В. Жолтовского и А.В. Щусева. Проект не был официально утвержденным документом, но на его основе началась большая работа по реконструкции и новой застройке города.

 

 

Генеральный план 1935 года - самый радикальный по размаху строительных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки, не имевший тогда аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Безжалостно сносили памятники архитектуры, пробивали новые магистрали, взрывали храмы: город пытались сделать воплощением социалистической мечты и имперского величия. В это время были реконструированы и застроены центральные площади и улицы, в мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена, в 1937 г. - канал им. Москвы, коренным образом улучшивший систему водоснабжения города и сделавший Москву крупным речным портом. Было построено пять мостов на Москва-реке, возведен целый ряд уникальных объектов. Реализации этого Генплана помешала Великая Отечественная война.

В 1951 г. был создан Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. - НИиПИ Генплана), который разработал десятилетний план реконструкции столицы. Это позволило на качественно новом уровне организовывать и вести строительство в городе. Впервые в Москве возвели семь высотных зданий, уникальных по тем временам по своему характеру и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям и активизации силуэта столицы.

 

 

На основании этого плана в 1960 году были приняты новые границы города: к Москве были присоединены новые территории - Измайлово, Перово-Кусково, Новинки-Нагатино, Текстильщики, Люблино, Коломенское-Ленино, Верхние и Нижние Котлы, Черемушки, Матвеевское-Тропарево, Ленинские горы, Фили-Мазилово, Кунцево, Хорошево-Мневники, Тушино, Медведково и др.

В это же время в Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации.

 

 

В 1971 г. был разработан новый Генеральный план с расчетным сроком до 1995 года. Город имел границы в пределах МКАД и часть внешних территорий (Зеленоград, Солнцево и т.д.). Москва получила за счет ближнего Подмосковья лесопарковый защитный пояс - так называемые «легкие» города. Основная принятая в то время этажность - 9 - 16 этажей. Помимо МКАД и Садового кольца, были запроектированы два новых кольца и четыре скоростные хордовые трассы. Была усовершенствована инженерно-транспортная структура города.

90-е годы с их принципиальными политико-экономическими изменениями дали новый толчок в реализации градостроительной политики Москвы, создали новые условия для дальнейшего развития и совершенствования столичного города, с учетом требований своего времени. Правительством Москвы в 1999 году утвержден Генплан развития Москвы до 2020 года.

Работы по актуализации Генерального плана были начаты в 2005 году и завершились утверждением обновленного Генерального плана развития города Москвы 2010 года. Этот Генплан имеет уникальную особенность: впервые в практике отечественного градостроительства материалы проекта Генерального плана были вынесены на общественное обсуждение, в котором приняли активное участие сами москвичи. Жители внесли более 70 тысяч различных поправок, из которых более одной трети были включены в окончательную редакцию документа.