Завершены монолитные работы по строительству административно-бытового корпуса в составе электродепо «Южное», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Строители завершили монтаж основных конструкций главного административного здания. Корпус состоит из четырех секций от трех до семи этажей. В ходе работ уложено свыше 6,5 тыс. кубометров бетона. Сейчас ведется устройство стен, перегородок, а также внутренних инженерных систем», – сказал Андрей Бочкарёв.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
По словам заммэра, в здании общей площадью более 12,9 тыс. кв. метров будет создано 429 помещений различного назначения – офисы для персонала и служб электродепо, блок для отдыха локомотивных бригад и рабочих, а также столовая, актовый зал, спортзал, тренажерный зал и оздоровительный комплекс.
Как отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (ведущее строительное подразделение Мосинжпроекта – генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства новых линий и станций столичного метро) Константин Маслаков, продолжаются работы по строительству отстойно-ремонтного корпуса депо, в котором будет проводится техническое обслуживание поездов, а также плановый и капитальный ремонт.
«Мы продолжаем возведение монолитных конструкций зданий и сооружений – уложено более 43 тыс. кубометров бетона. Параллельно ведем работы по монтажу смотровых канав и подрельсовых эстакад, монтажу инженерных систем и кабеленесущих конструкций. Кроме этого, приступили к устройству кровли», – уточнил Константин Маслаков.
Руководитель «МИПСТРОЙ 1» также добавил, что на территории электродепо продолжается устройство парковых путей, по которым электропоезда метро будут следовать на техническое обслуживание.
Сейчас ведется укладка рельсового полотна на железобетонные шпалы. Общая протяженность парковых путей электродепо «Южное» составит более 9 км.
В 2023 году «Мосинжпроект» отмечает 65-летие. С 2011 года с участием компании в столице ввели свыше 150 км линий и 70 новых станций подземки, построено и реконструировано 11 электродепо.
Сейчас продолжается строительство новых и реконструкция существующих электродепо для обслуживания подвижного состава стремительно развивающего столичного метро.
Строительство метро в Москве