Продолжается устройство фундамента отстойно-ремонтного корпуса (ОРК) электродепо «Столбово» в Новой Москве, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«В ходе этапа строительства отстойно-ремонтного корпуса электродепо «Столбово», в котором будет осуществляться отстой и обслуживание поездов, завершено устройство буро-набивных свай и ведется установка бетонных ростверков, в ближайшее время строители приступят к монтажу металлоконструкций здания», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, проектом электродепо предусмотрено поэтапное строительство 38 новых зданий и сооружений, среди которых также административно-бытовой корпус, газовая котельная, инженерный корпус, насосная станция и другие объекты.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
«Помимо ОРК, на площадке одновременно возводится здание мотодепо – уже завершено устройство его фундамента, а монтаж металлоконструкций выполнен более чем на две трети», – добавил Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых объектов столичного метро) Юрий Кравцов пояснил, что для обеспечения бесперебойной деятельности будущего депо на данном этапе уже осуществляется его интеграция в систему городских инженерных коммуникаций, в частности, ведутся работы по электроснабжению и водоотведению на площадке.
«Строители приступили к устройству внутренних инженерных сетей – началось бетонирование монолитного коммуникационного коллектора под внутренние сети протяженностью свыше 1,5 км», – уточнил Юрий Кравцов.
Он напомнил, что перегон поездов Сокольнической и Троицкой линий метро в депо будет осуществляться по трем соединительным веткам, сейчас на них завершаются земляные работы, а готовность монолитных конструкций наземных участков оценивается в 80%.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Кроме того, заканчивается разработка и вывоз грунта с площадки в ходе подготовительного этапа строительства, уже началось создание тягово-понизительной подстанции и здания гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
«Всего к настоящему времени по комплексу зданий электродепо разработано свыше 550 тыс. тонн грунта и выполнено порядка 150 тыс. кубометров обратной засыпки из песка», – подчеркнул Кравцов.
В числе дальнейших запланированных работ он назвал начало возведения административно-бытового корпуса и поста электроцентрализации.
Напомним, возводимое в Новой Москве на территории 16 га электродепо «Столбово» предназначено для обслуживания подвижного состава перспективной Троицкой и действующей Сокольнической линий метро, здесь появится 38 новых зданий и сооружений, а его ввод обеспечит создание 1,4 тыс. рабочих мест в столице.
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект», который в этом году отмечает 65-летие со дня основания, на протяжении более 10 лет ведет работы по реконструкции действующих и строительству новых электродепо для обслуживания московской подземки.
Электродепо являются важной частью программы развития столичного метро – они обеспечивают его качественную и безопасную работу. В депо проводится ремонт составов, а также их технический осмотр, мойка и ночной отстой вагонов.
С 2011 года с участием специалистов Мосинжпроекта в столице введено свыше 150 км линий и 70 новых станций метро, построено и реконструировано 11 электродепо.
Электродепо для поездов метро