Современная система контроля экологической безопасности применяется холдингом «Мосинжпроект» на столичных стройплощадках, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
В их числе знаковые объекты – Национальный космический центр (НКЦ) и новые станции Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.
«Специалисты холдинга внедрили и продолжают развивать систему экологического контроля на всех направлениях. Она действует на всех этапах операционного цикла создания объекта – во время инженерных изысканий, при разработке проектной документации, административно-хозяйственной деятельности, а также при управлении работами и осуществлении поставок оборудования и стройматериалов», – сказал Андрей Бочкарёв.
По словам заммэра, система также позволяет контролировать работу подрядных организаций.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (оператор ключевых градостроительных программ Москвы) Юрий Кравцов уточнил, что в компании составлен и выполняется план проверок, которые позволяют выявлять несоответствия действий подрядчиков политике холдинга в области охраны окружающей среды и принимать меры для их оперативного устранения.
«Экологические правила, принятые в Мосинжпроекте, соответствуют требованиям российского законодательства и международного стандарта ISO 14001. Помимо обязательных природоохранных мер, холдинг разрабатывает и применяет собственные «зеленые» инициативы. Так, в составе системы контроля проведено ранжирование экологических аспектов на каждом объекте – образование строительных отходов, уровень шума, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу – в соответствии с индексом воздействия и коэффициентом значимости», – пояснил Кравцов.
Он уточнил, что созданный в компании единый реестр значимых экологических аспектов позволяет эффективно контролировать воздействие на окружающую среду, в частности – на стройплощадках Национального космического центра и будущих станций Большого кольца метро.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Заместитель генерального директора по качеству, охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «Мосинжпроект» Владимир Доровский напомнил, что в 2021 году холдинг стал лауреатом премии ECO BEST AWARD в номинации «За внедрение эффективной системы экологической безопасности в строительстве».
«Поддерживать статус экологичной компании нам помогает постоянное включение «зеленых» правил и их строгое соблюдение во всех подразделениях и дочерних компаниях холдинга. Кроме того, выполнение требований прописано в контрактах с подрядными организациями и обязательно для исполнения подрядчиками и субподрядчиками», – добавил Доровский.
Так, ими осуществляется раздельное накопление отходов в соответствующие контейнеры с целью дальнейшей передачи для утилизации, запрещена эксплуатация неисправной техники. Недавно введено правило, по которому не допускается холостая работа двигателя на стройплощадке более двух минут непрерывно.
Напомним, Мосинжпроект – один из крупнейших инжиниринговых холдингов России, оператор ключевых градостроительных программ столицы. Он выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций московского метро, а также ряда крупных дорожных и гражданских объектов.
Строительство НКЦ
Все о БКЛ метро