Три электродепо – «Аминьевское», «Южное» и «Столбово» – строится в столице для обслуживания Большой кольцевой (БКЛ) и радиальных линий метро, сообщил в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин.
Депо «Аминьевское» возводится на месте бывшей промзоны в районе ул. Генерала Дорохова. Уже построен метромост, который соединит депо с Большой кольцевой линией. На территории депо появится около 60 объектов, в их числе большой ремонтный корпус с мастерскими, помещения для отдыха рабочих со столовой, спортзалом и медкабинетом. В депо будут работать 1000 человек.
Напомним, БКЛ полностью открылась для пассажиров 1 марта 2023 года. Она стала самым протяженным метрокольцом в мире – ее длина составила 70 км.
«Южное» будет построено в районе Братеево. Оно будет обслуживать составы Замоскворецкой линии. Возводим ремонтный и административно-бытовой корпуса, другие здания и сооружения. С открытием современного депо мы начнем обновлять и поезда на зеленой ветке. «Южное» возьмет на работу больше 1000 профессионалов», – отметил Сергей Собянин, передает портал mos.ru.
В депо «Столбово» (в проекте – «Саларьево») завершаются подготовительные работы. Для перегона поездов Сокольнической и Троицкой линий метро специалисты сооружают три соединительные ветки. В депо будут работать 1400 человек.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Кроме того, в столице реконструируют депо «Владыкино» и «Выхино», а также проектируют «Бирюлёвское». Оно появится на юге Москвы и будет обслуживать одноименную перспективную линию.
«Новые депо позволят модернизировать парк метро, повысить качество обслуживания составов и, соответственно, комфорт пассажиров», – подчеркнул мэр Москвы.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Сегодня поезда Московского метрополитена обслуживают 20 электродепо, 11 из них было реконструировано или построено с 2011 года.
В состав столичного метро за 11 лет вошли шесть новых депо: «Митино», «Братеево», «Нижегородское» (первый этап), «Лихоборы», «Солнцево» и «Руднёво». Они обслуживают поезда на пяти линиях, на которых расположено более 90 станций. Кроме того, за это время реконструировали депо «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Владыкино» и «Сокол».
Строительство электродепо столицы