timelapse

 

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

 

 

Промзоны занимают порядка 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории «старой» Москвы. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные площадки для градостроительного развития, но и готовы изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

 

     ПРОМЗОНА «ЗИЛ»

 

Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит снять часть транспортного потока, утром по будням стремящегося в центр столицы, а вечером - из него. Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, притом что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон также дает возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

 

 

Реорганизовать предлагается почти 13 тыс. га земли, причем 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га - частичной. В основе обновления этих городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина - на рабочие места.

 

 

Задача правительства Москвы состоит не в том, чтобы вывести все промзоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства. 

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

 

Промзона «Соколиная гора»

Технополис «Москва»

Нагатинский затон

Каким станет ЗиЛ

Промзона «Осташковское шоссе»

Промзона «Очаково»

Промзона «Октябрьское поле»

Промзона «Красный строитель»

Промзона «Калошино»

Промзона «Востряково»

Промзона «Бескудниково»

Промзона «Варшавское шоссе»

 

Что уже сделано?

В 2011-2016 годах утвержден 61 проект планировки территории (ППТ) общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн кв. м.  Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке.

Из наиболее значимых территорий промзон, находящихся в активной стадии реализации, можно выделить: завод им. Лихачева («ЗИЛ»), территории бывшего Тушинского аэродрома, ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», ОАО «ДСК № 3» (Боровское шоссе, вл. 2), ОАО «НПО «Взлет» (ул. Производственная, вл. 6), территория бывшего Московского зеркального комбината (в Лазоревом проезде, в районе станции метро «Ботанический сад»), ОАО «Мосстройснаб» (ул. Донецкая, вл. 30).

 

В 2017 году ожидают развития участки территорий производственных зон

 

– № 51а «Осташковское шоссе» (Тайнинская ул., вл. 9; инвестор - ЗАО «ЛС-Риэлти»);

– № 15 «Алексеевские улицы» (Новоалексеевская ул., вл. 16; инвестор - Группа компаний
   «Эталон»);

– № 49 «Бескудниково» (ул. Илимская, вл. 3; инвестор - АО «Эверест»);

– № 41 «Октябрьское поле» (ул. Берзарина ул., вл. 28-32; инвестор - ООО «РГ
   Девелопмент»);

– № 51 «Медведково» (Полярная ул., вл. 25, инвестор - ПАО «Группа Компаний ПИК»);

– № 21 «Кирпичные улицы» (Вольная ул., вл. 28, инвестор - ООО «РГ-Девелопмент»);

– № 40а «Западный порт» (территория между Кутузовским пр-дом, ул. 1812 года и
   Кульнева и Кутузовским пр-том; инвестор - АО «Первый Московский
   приборостроительный завод им. В. Казакова»).

 

 

Новый ФЗ о реорганизации промзон упорядочит процесс

Реорганизация промышленных зон - важный для города вопрос, требующий активного участия инвесторов. Основная проблема при их редевелопменте в том, что у этих территорий зачастую несколько собственников, планы которых разнятся. Одни активно пытаются найти способы реорганизовать свои участки, другие, к примеру, просто получают деньги за сдачу своего участка в аренду.

Принятый 3 июля 2016 года президентом России Федеральный закон № 373-ФЗ создает предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов.

В целях эффективного управления городской территорией и создания благоприятной и комфортной среды для граждан, закон предусматривает дополнение существующих в Градостроительном кодексе четырех правовых схем развития территорий на основании договоров (развития застроенной территории; комплексного освоения территории; освоения территории в целях строительства жилья экономического класса; комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса) еще двумя правовыми схемами:

 

 

- комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков
  и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

  (По информации Москомстройинвеста, пилотным проектом развития промзоны по
  этой схеме является участок на ул. Берзарина, вл. 28. Площадь разработки проекта
  планировки составляет 31 га, зона реорганизации занимает 9 га. Инвестор планирует
  создать на этой территории многофункциональную застройку площадью 304 тыс. кв. м.)

- комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления, что
  позволит городу принять решение по реорганизации той или иной площадки и побудить
  правообладателя к действию.

  (Сейчас по этой схеме город разрабатывает пилотный проект по реорганизации части
  промзоны на ул. Азовская, вл. 35. Проект планировки разрабатывается на 17,5 га земли,
  из них планируется реорганизовать 7,8 га.)

 

 

Какие промзоны будут реконструированы?

Промышленные территории, которые войдут в программу реконструкции, будут отвечать следующим требованиям:

- Близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы;

  Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен, улично-дорожную
  сеть и скоро станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу территорий, большей
  частью представляющих собой заброшенные промзоны. Это позволит обеспечить их гармоничное
  экономическое и социальное развитие в соответствии с целями и задачами комплексного
  экономического и социального развития города.

- Близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и
  радиальных ж/д направлениях;

- Близость к Москве-реке.

 

К 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Концепция реновации прибрежных территорий охватывает огромную зону (почти 11 тыс. га) и учитывает тенденции последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.

Основные зоны реорганизации - Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ, Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод).

Конкретные мероприятия включают:

 

- формирование новых площадей;

- организацию дополнительных пешеходных пространств на транспортных набережных;

- создание благоустроенных пешеходных набережных и благоустройство природных
  набережных в естественных берегах;

- благоустройство набережных в зонах комплексной реорганизации территории;

- развитие системы внутреннего водного транспорта, включая создание новых
  туристических маршрутов и организацию пассажирских перевозок (от Долгопрудного и
  Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до Таганской, от станции
  метро «Спартак» до станции метро «Алма-Атинская»);

- строительство велосипедных дорожек;

- создание новых причалов.

 

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.