Началось строительство станции «ЗИЛ» будущей Троицкой линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«Станция разместится неподалеку от улицы Лисицкого на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» в Даниловском районе столицы. Сейчас ведется вынос инженерных сетей из зоны строительства и подготовительные работы», – сказал Андрей Бочкарёв.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
По словам заммэра, в будущем для станций «ЗИЛ» Троицкой и Бирюлёвской линий метро планируют создать объединенный вестибюль для комфортной пересадки.
«Со станции «ЗИЛ» Троицкой ветки можно будет перейти на одноименную платформу Московского центрального кольца, а в перспективе – на Бирюлёвскую линию», – уточнил Бочкарёв.
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций столичного метро) Юрия Кравцова, станция сооружается рядом с МЦК, поэтому специалисты ведут ежедневный геотехнический мониторинг за инфраструктурой железной дороги.

«На текущем этапе строительства объекта задействовано 350 специалистов. Ведется устройство ограждающих конструкций котлована методом «стена в грунте» под путепроводом через МЦК и надземным пешеходным переходом к станции МЦК ЗИЛ, для этого предусмотрено понижение грунтового массива», – пояснил Юрий Кравцов.
Миланский способ строительства: «стена в грунте»
Метод «стена в грунте», или как его еще называют «топ даун» – это вариант траншейного способа работ по строительству подземных сооружений.
По этой технологии сначала сооружают глубокий котлован (глубина должна быть больше его ширины). Затем в нем возводят несущую конструкцию (стену), которая будет удерживать котлован от обрушения. А только затем начнут возведение самого объекта.
Назад
- При строительстве автомобильных тоннелей и станций метро.
- При устройстве подземных гаражей и паркингов.
- При возведении портовых, причальных сооружений.
- При наземной застройке: когда из-за тесных условий и вибрации есть риск повредить соседние здания.
- В проблемных гидрогеологических условиях.
Назад
- Практически неограниченная глубина подземных работ.
- Возможность обнесения периметра любой конфигурации.
- Отсутствие вибрации и шума.
- При одновременном устройстве фундамента и подвала не нужно вывозить большое количество грунта.
- Не требуется замораживание и водопонижение грунта.
- Не требуется перекрывать дорожное движение.
- Существенная экономия средств (в среднем около половины сметной стоимости).
- Сокращение сроков проведения работ.
- Возможность работ в стесненных условиях.
- Меньший объем земляных работ.
- Низкая энергоемкость и высокая скорость.
Назад
Траншейный метод впервые был применен при строительстве метрополитена в Милане (Италия) в 50-е годы 20-го столетия и потому такой способ называется «миланским».
Отличие «миланского» метода состоит в том, что стены, сооруженные в траншеях, являются одновременно и основными конструкциями тоннеля. После сооружения стен выкапывается неглубокий котлован для устройства перекрытия тоннеля, которое опирается на уже сооруженные стены и объединяется с ними. Таким образом, перекрытие служит одновременно и распоркой, удерживающей стены от «складывания».
Метод «стена в грунте» получил широкое распространение во всем мире.
В столице его активно применяют при строительстве станций метро, дорожных тоннелей и других объектов.
Назад
Также началась разработка грунта котлована. Работы ведутся в водонасыщенных песках и суглинках, в связи с чем предусмотрено устройство системы внутрикотлованного водопонижения.
Напомним, Троицкая линия метро длиной 40 км соединит платформы Московского центрального кольца с городским округом Троицк, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы.
Ожидаемый пассажиропоток ветки составит около 100 тыс. человек в сутки. В зоне притяжения новых станций проживает порядка 1 млн человек, еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся.
Началось строительство еще одного тоннеля на Троицкой линии
Все о строительстве метро в Москве
Троицкая линия метро