В новом административно-бытовом корпусе электродепо «Сокол» установлена первая в столичном метро микропроцессорная система автоматики и телемеханики управления движением поездов (АТДП), сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Она позволит регулировать движение подвижных составов более эффективно.
«Новейшая система автоматики – АТДП – контролирует движение поездов, управляет стрелочными переводами, светофорами и рельсовыми цепями. Она работает быстрее традиционной релейной системы и позволяет в автоматическом режиме диагностировать все участвующее в системе оборудование и своевременно предупреждать о предотказном состоянии того или иного устройства», – сказал Андрей Бочкарёв.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
Применение современной технологии повысит эффективность организации движения составов и увеличит уровень безопасности работы обновленного электродепо «Сокол».
«Такая система в московском метро установлена впервые», – подчеркнул Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов (инжиниринговый холдинг является генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства объектов метро в Москве) добавил, что микропроцессорная система занимает меньшую площадь в отличие от обычной, что особенно актуально в условиях метрополитена.
«Использование микропроцессорной системы позволяет объединить диспетчерскую сигнализацию, путевую автоблокировку, а также автоматическую локомотивную сигнализацию с автоматической регулировкой скорости. Это позволит сократить временной интервал при приемке и выдаче на линию подвижного состава», – пояснил руководитель «Мосинжпроекта».
Напомним, сегодня мэр Москвы Сергей Собянин открыл первый пусковой комплекс электродепо «Сокол» Замоскворецкой линии московского метро.
«На Соколе построен завод по эксплуатации подвижного состава огромной мощности. Вторым этапом будут реконструированы действующие корпуса. В целом это дает возможность обслуживающему персоналу работать с комфортом, бригадам – отдыхать в административно-бытовых корпусах, делать качественный ремонт подвижного состава, обеспечить безопасность и улучшить качество обслуживания пассажиров. Так что это большое событие для большого завода», – сказал Сергей Собянин.
Собянин открыл новый пусковой комплекс электродепо «Сокол»
Четыре электродепо построят и реконструируют к 2024 году
Информационная служба портала