IT-полигон, фаблаб и зал 3D-физкультуры: инновационная школа открылась в Сколкове
Темы в материале:
На территории крупнейшего инновационного центра России открылась школа «Сколка» на 825 учеников, образовательная модель которой направлена на гармоничное развитие личности и призвана сформировать прикладные компетенции в сфере искусственного интеллекта и информационных технологий, креативных индустрий, биотехнологий и освоения космоса. 13 октября учебное заведение осмотрел мэр Москвы Сергей Собянин.
Школу возвели на территории инновационного центра «Сколково» в рамках концессионного Соглашения, заключенного между правительством Москвы и ООО «Инновационное образование» в 2021 году.
Это первый в столице опыт применения механизма концессии к строительству объектов образования. Соглашение предусматривало передачу городом инвестору в аренду на 25 лет участка, на котором и возвели школу.
Первых учеников «Сколка» приняла этой осенью. Сейчас школу посещают 360 ребят, для них создана комфортная и безопасная образовательная среда.
Здание площадью 17,2 тыс. кв. м возвели по индивидуальному проекту в современном стиле с акцентом на функциональность.
Ключевая идея архитектурной концепции школы – вдохновлять учеников на общение и творчество. Большая площадь остекления и открытые пространства позволяют максимально использовать естественное освещение.
Все помещения взаимосвязаны: в спортзалы выходят внутренние окна смежных зон рекреации и комнаты для преподавателей, а на тематические площадки на открытом воздухе можно попасть прямо из классов на первом этаже.
Учащиеся сами активно участвуют в формировании школьной среды: например, стены зон отдыха могут стать выставочной площадкой для их проектов.
Энергоэффективность здания обеспечивается оптимальной планировкой и использованием интеллектуальных термостатов. Установленные в школе системы мониторинга потребления ресурсов и экологических показателей можно применять, в том числе, для проведения детских научно-исследовательских работ.
В лабораторный комплекс входит фаблаб, где учащиеся могут постичь принципы создания роботов – например, изготовление их типовых деталей, а также языки программирования и даже научиться программировать по типовым алгоритмам Gelios R6.
В физической лаборатории школьники изучают схемотехнику, электротехнику, законы постоянного и переменного тока, свойства разных материалов.
Также они учатся проектировать электронные устройства, включая элементы роботов и космических аппаратов. Для экспериментов и моделирования физических процессов доступно специализированное оборудование: стереоскопический микроскоп, паяльная станция с классическим паяльником и другие устройства.
В биологической лаборатории ребята могут стать сити-фермерами и фитотехнологами – освоить методы выращивания растений, провести простейшие генетические манипуляции. В их распоряжении находятся гидропонная система, амплификатор, трансиллюминатор и другое специализированное оборудование. Здесь даже есть аквариум и террариум.
В химической лаборатории учащиеся изучают электрохимический ряд металлов, проводят опыты с разными веществами, могут наблюдать реакцию белого фосфора, концентрированных кислот и щелочей. Здесь тоже установлено специализированное оборудование: роторный испаритель, спектрометр и др.
Помимо этого, в школе оборудованы:
- ИТ-полигон;
- арт-студия;
- кулинариум;
- медиастудия.
Атриум на 450 мест – большое и открытое многоуровневое пространство в центре здания с новейшей мультимедийной системой – стал самым популярным местом учащихся. Здесь можно проводить общешкольные мероприятия, реализовывать театральные и медийные проекты.
В школе также оборудован многофункциональный зал-трансформер на 225 мест. Мобильный амфитеатр может превращаться в театр, кинотеатр, лекторий, хореографический или музыкальный класс.
Все учебные классы стали многофункциональными трансформируемыми аудиториями. Также обустроены помещения для проектной и групповой работы. Есть ресурсный центр, где можно посидеть за компьютером, коворкинги, тихие зоны для чтения.
Школьные зоны отдыха и коридоры оформили в образовательно-развлекательном формате. Здесь применены динамические интерактивные средства и сменные экспозиции, демонстрирующие результаты проектной работы учащихся.
В «Сколке» также оборудованы:
- кафетерий, буфет и отдельное кафе для родителей и гостей;
- медцентр с кабинетами ортопеда-травматолога и офтальмолога;
- многофункциональный спортзал;
- безопасный скалодром высотой 7 м с точками автоматической страховки;
- зал 3D-физкультуры, где учат работать в команде, проходить полосы препятствий и действовать в нестандартных ситуациях.
На прилегающей территории организовано всесезонное пространство площадью 4 га, где разместился целый ряд объектов:
- спорткомплекс (стадион с футбольным полем и беговыми дорожками, площадки для баскетбола, волейбола и падел-тенниса, зона воркаута);
- технологичный игровой комплекс (горки, качели, холм с амфитеатром, 3D-лабиринт и подвесные тоннели);
- научно-популярное оборудование;
- полигон робототехники;
- школьный огород;
- экотропа для развивающих прогулок и изучения природной среды.
Штат школы насчитывает более 150 учителей, психологов, логопедов, лаборантов и других специалистов, которыми руководит кандидат педагогических наук, почетный работник сферы образования РФ Дмитрий Фишбейн.
Интеграция учреждения в экосистему инновационного центра «Сколково» и вовлечение в учебный процесс его резидентов дали возможность создать образовательную систему полного цикла, направленную на практическую деятельность.
Напомним, с 2011 года в Москве построили 638 объектов образования, в том числе 442 детских сада и 196 школ. Из них за счет городского бюджета возвели 324 объекта, а за счет инвесторов – 314.
Планируется построить еще около 200 учреждений образования до 2027 года.
Первые негосударственные школы и детсады появились в столице в 1989-1990 годах. Сейчас в Москве работает 250 частных образовательных организаций.
В фотоленте использовались материалы портала mos.ru.



















