Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Легендарная и таинственная: реставрация, день рождения и мифы ВДНХ

Темы в материале

Советская музыка, исторические величественные павильоны и шум фонтанов. Не парк, а «окно в прошлое»: ВДНХ стала местом отдыха для миллионов москвичей и гостей столицы. В августе ей исполнился 81 год.

Легендарная Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) была открыта еще 1 августа 1939 года. Автор проекта – архитектор Вячеслав Олтаржевский. За 80 с лишним лет она сменила не одно название и превратилась в крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире.

На территории в 325 га разместились исторические павильоны, арки, фонтаны, скульптуры, цветники, 49 из которых – объекты культурного наследия, а также музеи, пруды, парки, аллеи. Ежегодно ВДНХ посещают 33 млн человек.

 

Существует легенда, что Вячеслав Олтаржевский проектировал площадь Механизации на ВДНХ в виде Солнечной системы со статуей Ленина внутри. Однако это всего лишь сказка. На реальной схеме даже при большой фантазии не удается идентифицировать девять планет или Землю с Луной. А в центре площади по плану Олтаржевского была построена вовсе не статуя Ленина, а деревянный павильон «Механизации».

 

Как преображают ВДНХ?

За красивым фасадом и хорошим состоянием объектов ВДНХ стоит большой труд. В 2014 году по решению мэра Москвы Сергея Собянина началась масштабная реконструкция парка.

Территория была очищена от незаконных объектов торговли, на зданиях проведены противоаварийные работы. Затем преступили к реставрации памятников. На сегодняшний день на 26 из них работы уже завершены. Но давайте разберемся, как обновляли самые важные объекты ВДНХ.

 

Арка Главного входа

Арку с боковыми корпусами построили в 1954 году по проекту архитектора И.Д. Мельчакова. Сейчас реставрация на ее фасадах уже завершена. Здесь обновили пилоны и кессонированные потолки центральной арки. Восстановили покрытие золотой смальты центральной скульптурной группы «Тракторист и колхозница».

 

 

Сейчас арка стала не просто центральным входом на выставку. В боковых крыльях в ней появились Музей ВДНХ, инфоцентр, комната матери и ребенка.

 

Когда мы говорим про главный вход, сразу вспоминается Центральный павильон парка. Говорят, что под ним расположен секретный бункер Сталина, из которого ведет подземный ход к станции метро «ВДНХ». Но чертежи Центрального павильона никогда не были секретными. На них хорошо видно, что под павильоном нет никакого бункера. Есть полуподвал – его окна видны на уровне тротуара, в котором располагается довольно типичное для СССР убежище гражданской обороны. Что касается станции метро, то во время строительства Центрального павильона – в 1951-1952 годах – этой линии подземки еще даже не существовало.

 

Павильон № 34 «Космос»

Павильону «Космос» также вернули его исторический вид. Он был открыт в 1954 году по проекту архитекторов И.Г. Таранова и В.С. Андреева. Проведенные в 2017-18 годах работы стали первой комплексной научной реставрацией и одним из самых глобальных проектов по обновлению среди объектов культурного наследия не только на территории ВДНХ, но и в Москве.

 

 

В ходе работ были восстановлены многие элементы декора, утраченные еще в советские времена. Так, в ноябре 2017 года под купол павильона «Космос» поднялась точная копия люстры-звезды, которая украшала Троицкую башню Кремля с 1935 по 1937 год.

Люстра диаметром более четырех метров воссоздана по архивным чертежам и фотографиям. Она освещала купольный зал павильона с 1954 года по начало 1970-х годов, а затем была демонтирована и утеряна.

Помимо этого, на стенах подкупольного зала восстановили панно из золотой смальты на тему механизации и электрификации сельского хозяйства. Они были утрачены в 1970-х годах. На стенах у входа в павильон отреставрированы гипсовые рельефы с символикой различных отраслей народного хозяйства.

Сейчас здесь открыт центр «Космонавтика и авиация» – крупнейший космический музей страны.

 

Павильон № 71 «Атомная энергия»

Комплексная реставрация прошла и в павильоне «Атомная энергия». В 2014 году были проведены противоаварийные работы, а в 2017–2018 годах здесь обновили фасад, кровлю, стены, лепнину и световые фонари.

Кроме того, специалисты воссоздали исторические художественные элементы здания, отреставрировали четыре витража заднего фасада и живописное панно главного входа, переустроили помещения, усилили колонны в подвале и смонтировали новые инженерные системы.

Также были подготовлены помещения для размещения Дворца государственных услуг «Мои документы».

 

Павильон № 13 «Здравоохранение»

Один из самых «взрослых» павильонов: его построили в 1939 году по проекту архитекторов К.С. Алабяна и С.А. Сафаряна. Здание несколько раз реконструировалось, а в 1980-х годах его входная группа была закрыта фальшфасадом.

Первый этап восстановления павильона начался в апреле 2014 года. Тогда был демонтирован фальшфасад и поздние пристройки 90-х годов.

 

 

В 2017–2018 годах проведена комплексная реставрация стен. На главном фасаде был раскрыт и отреставрирован портал из трех частей. По сохранившимся фрагментам и историческим фотографиям удалось воссоздать декоративные решетки на арках.

В интерьерах были отреставрированы стены, потолки, лепнина в главном зале. Воссозданы утраченные элементы лепнины и декоративных элементов.

В кессонированных потолках главного зала были отреставрированы исторические светильники.

Сейчас в павильоне открыт Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока.

 

Павильон № 58 «Земледелие»

Павильон построен в 1954 году по проекту архитектора А.А. Тация.

В ходе реставрации было восстановлено уникальное декоративное убранство фасадов павильона, а также герб над входной группой. Возвращен первоначальный облик витражу «Переяславская рада», обновлены шпиль и венчающая звезда. Восполнены утраты на стелах-флагштоках перед главным фасадом, очищены керамические панели, пилястры и капители, а также элементы арки входа.

 

 

Ее рельефное обрамление в виде венка из цветов и плодов, перевязанных лентой, выполнено в необычной технике, которая сочетает участки смальты с цветной керамикой.

Специалисты подсчитали, что здесь была проведена реставрация 5,5 кв. метров золотой смальты и 247 керамических блоков. При этом было отлито 27 новых элементов.

Отреставрирована ротонда павильона со скульптурой «Пшеничный сноп». Для нее воссоздано более 300 гипсовых элементов решеток и витражей.

Помимо этого, для павильона обновили:

  • скульптурные группы «Стахановцы сельского хозяйства» и «Стахановцы индустрии»;
  • четыре скульптуры «Славы»;
  • четыре утраченных керамических вазона с постаментами.

Сейчас в павильоне открыт Центр славянской письменности «Слово». Это современная музейно-просветительская и образовательная площадка международного уровня, посвященная истории, настоящему и будущему кириллической письменности.

 

Павильон № 14 Республики Азербайджан («Вычислительная техника и информатика»)

Еще один из самых «взрослых» павильонов, построенных в 1939 году. Но уже в 1960-х входную группу закрыли фальшфасадом с надписью «ВТ» («Вычислительная техника»).

Когда специалисты сняли его в рамках комплексной реставрации, им открылись стены, украшенные этническими майоликовыми узорами и советской символикой.

 

 

Реставраторы восстановили сталактитовый свод портала главного входа с виноградными лозами, гранитную парадную лестницу, цоколь, стены, керамический декор главного фасада, карнизы, конструкции оранжереи и стилобата, два фонтана и две скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка».

Также были найдены исторические световые фонари, отреставрированы плафоны на потолке, фонари и мраморные облицовки пилястр и цоколя. Обновлены узоры, олицетворяющие национальное ковроткачество, и мозаичное покрытие мраморных полов.

Помимо этого, специалисты привели в порядок уникальные витражи шебеке – решетки из орехового дерева, которые азербайджанские мастера собирают из мелких деталей без использования гвоздей.

Сейчас в павильоне открыт выставочно-торговый центр Азербайджанской Республики.

 

 

Фонтаны

Среди объектов культурного наследия федерального значения не только павильоны, но и фонтаны: 14 – на Центральной аллее, а также легендарные «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос».

 

Фонтан «Золотой колос»

Этот фонтан построили в 1954 году по проекту архитекторов К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновского. Из-за аварийного состояния памятника его не просто отреставрировали, но и фактически «собрали» заново.

 

 

Так, по демонтированным бетонным деталям были сняты черновые формы. По ним отлили гипсовые модели, по которым изготовили тиражные формы. С их помощью уже создавали бетонные детали, лицевые поверхности которых отделывались смальтой в технике мозаики.

Были восстановленны:

  • железобетонный фундамент;
  • новые несущие металлоконструкции из высоколегированной коррозионностойкой стали;
  • трубопроводы из коррозионностойкой стали с латунными форсунками;
  • бетонные детали скульптуры колоса, облицованные смальтой;
  • постамент фонтана украсили гранитными блоками и плитами;
  • стыки между деталями закрывались смальтой и кантарелью.

3-й Каменский пруд, над которым возвышается «Золотой колос», также привели в порядок. Его почистили впервые за все время! В результате глубина пруда стала больше на 0,79 метра – из него вынули 18 тыс. кубометров ила и глины. 

Кроме этого, здесь укрепили берега, устроили прогулочные дорожки из деревянного настила, смотровую площадку, а также добавили различные экспозиционные и рекреационные активности.

 

Существует история о том, что во время Великой Отечественной войны на территории ВСХВ, как раньше называли ВДНХ, размещалась разведшкола НКВД. Этот миф родился из того факта, что в июне-июле 1942 года на территории Выставки летним лагерем стоял Истребительный мотострелковый полк УНКВД. Здесь же эта часть была переформирована в 308-й стрелковый полк внутренних войск НКВД СССР. После этого он был передислоцирован. Полк размещался напротив фонтана «Золотой колос» и на территории вблизи Останкинского парка.

 

Фонтан «Каменный цветок»

Легендарный «Каменный цветок» ВДНХ построили в 1954 году. Его архитектором также выступил К.Т. Топуридзе, который создал «Золотой колос».

 

 

Для возвращения исторического облика фонтана реставраторы воссоздали скульптурные элементы, очистили их от загрязнений и восполнили некоторые детали.

Они отреставрировали гранитную облицовку и постаменты. А именно, мастера привели в порядок:

  • бронзовые композиции-натюрморты;
  • 48 бронзовых фигур гусей;
  • отреставрировали восемь и воссоздали 16 утраченных скульптур осетров из чугуна;
  • 16 чугунных чаш-ракушек;
  • мозаичный декор.

Также была воссоздана историческая цветовая гамма фонтана. В 1954 году для него использовали два вида смальты: цветной марблит из непрозрачного глушеного стекла и разноцветную кантарель из листов сусального золота разных оттенков.

Во время демонтажа специалистам удалось сохранить около 30 процентов исходной смальты. Остальную изготовили в Москве и Санкт-Петербурге по сохранившимся оригинальным фрагментам. Общий вес использованной смальты составляет около 8 тонн.

Полностью отремонтирована «техническая начинка» фонтана. Вместо пяти старых насосов установлено 11 современных агрегатов. Это позволило поднять высоту струй фонтана с 7–8 до исторических 15 метров!

На смену устаревшей смонтирована разноцветная светодиодная подсветка.

 

Существует легенда, что Шостакович написал «Праздничную увертюру» специально для цветомузыкального фонтана «Каменный цветок». Но, к сожалению, это не так. Произведение было написано в 1947 году к 30-летию Октябрьской революции, а первое исполнение состоялось в Большом театре 6 ноября 1954 года, т.е. через полгода после начала работы фонтана «Каменный цветок». «Праздничная увертюра» моментально завоевала огромную популярность в СССР и часто исполнялась во время различных мероприятий. Вполне вероятно, что в последующие годы ее можно было услышать и на ВДНХ, но это уже другая история.

 

Фонтан «Дружба народов»

Легендарный фонтан так же был открыт в 1954 году по проекту К.Т. Топуридзе. А реставрация закончилась почти одновременно с «Каменным цветком».

 

 

Это один из самых сложных фонтанов ВДНХ. В нем 784 струи, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна составляет 3,8 тыс. кв. метров. Золотые фигуры 16 девушек, расположенные по кругу, символизируют республики бывшего СССР.

 

Существует легенда, что лично Берия принимал решение о том, чтобы сделать статуи в фонтане «Дружба народов» позолоченными. Историки, что это лишь миф. В пояснительной записке к первоначальному проекту сказано, что статуи должны были выполняться из чугунного литья с последующей эмалировкой, либо из поливной керамики. В дальнейшем по решению Мосгорисполкома и Главного выставочного комитета фигуры сделали из бронзы с позолотой.

 

Во время реставрации все 16 фигур были демонтированы, перевезены в мастерскую и восстановлены. Для этого потребовалось 5 кг сусального золота.

Также специалисты отреставрировали 16 чугунных раковин на каскаде фонтана, воссоздали утраченные медные скульптуры – 15 рыб и семь дельфинов – и восстановили две сохранившиеся.

Заменили и отремонтировали гидротехнические системы и каркасы фонтанов, которые за 65 лет эксплуатации полностью обветшали. Установили новое оборудование и трубы.

До ремонта работу фонтана обеспечивало четыре насоса. Специалисты установили девять современных гидравлических машин. Это позволило увеличить высоту струй фонтана до исторических 20 метров, а до этого они достигали всего 10 метров.

Смонтирована разноцветная светодиодная подсветка. В чаше фонтана установили 465 фонарей, которые переливаются белым, красным, синим и зеленым цветами.

Всего к осени 2020 года отреставрировано 26 из 49 объектов культурного наследия. В 16 из них завершена комплексная научная реставрация:

  • арка Северного входа;

  • павильон № 13 «Здравоохранение» (бывш. Армянской ССР);

  • павильон № 14 «Вычислительная техника и информатика» (бывш. Азербайджанской ССР);

  • павильон № 34 «Космос»;

  • павильон № 58 «Земледелие» (бывш. Украинской ССР);

  • павильон № 18 «Республика Беларусь»;

  • декоративный рельеф «Флора» на фасаде павильона № 29 «Цветоводство и озеленение»; 

  • павильон № 84 «Дом культуры»;

  • павильон № 71 «Атомная энергия»;

  • фонтан «Золотой колос»;

  • фонтан «Дружба народов»;

  • фонтан «Каменный цветок»;

  • 14 фонтанов Центральной аллеи;

  • памятник В.И. Ленину;

  • каштановая роща;

  • система цветочных партеров.

Но обновление ВДНХ не закончено. Сейчас активно продолжается реставрация более 20 объектов. Среди них: павильон № 8 «Юные натуралисты», павильон № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывш. Поволжья), павильон № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывш. «Масличные культуры»), павильон № 66 «Советская культура» (бывш. Узбекской ССР) и другие. 

 

Загадочная ВДНХ

За 81 год работы выставка обросла мифами и легендами на все лады. Хотя историки утверждают, что это не те традиционные предания, которые передаются в течение нескольких поколений работниками ВДНХ, а сказки последних 20-30 лет. Несколько из них мы упомянули ранее, но есть еще три мифа, которые не вписываются ни в одну тему. Рассказываем.

 

МИФ 1. Бомбежка ВДНХ

Многие экскурсоводы рассказывают историю о том, что во время Великой Отечественной войны территория выставки не подвергалась вражеской бомбардировке и на ВДНХ «чудом не попала ни одна бомба». Но увы.

В книге Александра Зиновьева «Архитектура ВСХВ» приводятся документальные свидетельства того, что ряд построек выставки пострадали во время налетов немецкой авиации.

А в письме скульптора С.Д. Меркурова упоминается, что статуя Сталина на площади Механизации была повреждена взрывной волной от упавших неподалеку бомб.

 

МИФ 2. Сталин в павильоне Грузии

Это история о ночном посещении выставки Сталиным. Тогда пожарный якобы сделал ему замечание о том, что в павильоне нельзя курить.

На самом деле нет ни одного достоверного документа о том, что Сталин когда-либо приезжал на Выставку. Судя по всему, начиная с 1930-х годов вождь вообще не посещал массовых мероприятий за пределами Кремля. А в 1939 году на открытии Выставки выступал не он, а Молотов.

 

МИФ 3. Таинственный плач

В официальной газете ВВЦ, посвященной 70-летию Выставки, была опубликована заметка под названием «Таинственный плач». В ней говорилось, что сотрудники, работающие на Выставке в ночную смену, слышат, как колонны ажурной беседки павильона № 66 «Узбекистан»… стонут в ночной тишине.

Колонны якобы символизируют жен узбекского падишаха, жившего пару веков назад. Стеная по ночам, жены (то есть колонны) страдают в разлуке со своим господином.

Долгое время выставочные экскурсоводы рассказывали эту сказку доверчивым посетителям. Но на самом деле у нее даже есть конкретный литературный источник. Это культовый роман Владимира Орлова «Альтист Данилов» (1980). В этом фантастическом романе есть такой фрагмент:

«…В Останкине, на выставке, среди прочих построили павильон южной республики, белый и голубой, с фонтанами и колоннами. Стоять без домового, естественно, он не мог. Вот и был найден в Коканде местный дух, согласившийся перебраться в Москву. Имя ему присудили – Узбек Павильонович. Он был сознательный доброволец, понимал, куда ехал, однако не смог удержаться и тайно привез с собой восемь жен».

В итоге павильон перекрасили, а духа выселили. Уходя, он не мог взять жен с собой и замуровал их в колоннах. Так они и ждут его до сих пор.

Этот фантастический и одновременно юмористический текст усилиями экскурсоводов превратился в очередной «миф о ВДНХ».

 

В павильоне «Макета Москвы» вновь заработали тачпанели

 

Детали фундамента колеса обозрения изготовят в России

 

На ВДНХ отреставрируют легендарную скульптуру матроса

Мария Купцова