Открытие близко: техпуск участка БКЛ «Электрозаводская» – «Савёловская»
Темы в материале:
30 ноября мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, одного из самых сложных в московском метростроении.
Этот участок длиной 7,2 км включает три станции – «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Две последние – глубокого заложения, поэтому их строительство велось закрытым способом – самым сложным в метростроениии.
По его словам, все три новых участка БКЛ метро запустят для пассажиров одномоментно – в первом квартале 2023 года.
В ходе пробного пуска по новому участку метро организовали движение тестового электропоезда без пассажиров. Техпуск позволяет проверить работоспособность устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов, а также систем тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи.
Также оценивается работоспособность системы жизнеобеспечения станционного комплекса. По итогам испытаний будет проведено устранение выявленных замечаний, наладка инженерных систем и устройств на станциях и в тоннелях.
«Сокольники»
Станция разместилась у главного входа в одноименный исторический Парк культуры и отдыха – на Сокольнической площади между улицами Русаковская и Сокольнический Вал.
У нее два вестибюля, через которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии, открытую в 1935 году в составе первого пускового участка столичной подземки, или выйти к Песочному и Сокольническому переулкам, парку «Сокольники» и улице Русаковская.
Переходов между станциями два: в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.
«Сокольники» БКЛ – станция колонного типа, мелкого заложения, построена на глубине порядка 30 метров. Работы по ее строительству велись в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей.
Перегонные тоннели в сторону станции «Электрозаводская» проложили в сложных гидрогеологических условиях в шести метрах от действующей станции «Сокольники» красной ветки. Также успешно были пройдены участки тоннелей, расположенные под Ярославским направлением МЖД.
Главное украшение станции – плакаты, посвященные строительству первых станций московской подземки. Художественные композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены стали большим декоративным панно.
В отделке использовали серый мрамор, серый и черный гранит. Подвесной потолок оформлен алюминиевыми трехслойными панелями и реечными конструкциями, а детали светильников, барьеры, ограждения и поручни – нержавеющей сталью.
В ходе строительства станции ведется благоустройство Сокольнической площади, которая станет новым городским парком с дорожками, клумбами-скамейками и деревьями.
Весной 2023 года планируется провести озеленение, высадить деревья и кустарники, установить малые архитектурные формы.
«Рижская»
Новая станция разместилась под проспектом Мира. С нее можно будет выйти на Рижскую площадь и перейти на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.
«Рижская» – станция глубокого заложения с одной островной платформой, строилась закрытым способом на глубине 62 метров.
Подземное сооружение тяговой понизительной подстанции (ТПП) находится на перегоне между станциями БКЛ «Рижская» и «Сокольники». Для оптимизации затрат его возводили в бывшей монтажно-демонтажной щитовой камере, в которой стартовали и финишировали тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), строившие тоннели БКЛ.
Автором дизайн-проекта станции по итогам Международного конкурса стало архитектурное бюро Blank Architects. Главная особенность «Рижской» – арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украшают 16 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой.
В отделке станции использовали классический для московской подземки гранит. Общую композицию завершают свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии. В центральном зале вдоль пилонов установлены скамьи для отдыха пассажиров.
Около станции появится обновленный городской сквер. Благоустройство включает озеленение, гранитное мощение и установку малых архитектурных форм. Кроме того, на Рижской площади вновь заработает фонтан.
После открытия «Рижская» войдет в состав одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) столицы, который объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, маршрут второго Московского центрального диаметра (МЦД-2).
В перспективе здесь также пройдут линии МЦД-3 и МЦД-4. Таким образом, в столице появится пересадочный узел, объединяющий две линии традиционной подземки и три диаметра наземного метро.
«Марьина Роща»
Станция разместилась в одноименном районе Москвы, вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи. У нее один вестибюль, обеспечивающий выход пассажиров на улицу Шереметьевская и 2-ю улицу Марьиной Рощи.
«Марьина Роща» – настоящая рекордсменка: она расположена на уровне 72 метров под землей и войдет в ТОП-3 самых глубоких станций столичной подземки с самым длинным эскалатором в 130 метров.
Строительство велось закрытым способом под землей. Транспортировку грунта, доставку материалов, конструкций и оборудования, даже спуск и подъем людей производили через шахтные стволы.
Большая часть технических помещений станции расположена в наземном вестибюле, что также обусловлено глубиной ее заложения.
За счет расположения основной части технических зон на поверхности удалось уменьшить площадь подземного уровня станции и избежать выполнения дополнительного объема сложных работ на большой глубине в стесненных условиях.
Архитектурный облик «Марьиной Рощи» также определился с помощью Международного конкурса. Победителем стало бюро AI Architects. Дизайн станции основан на эстетике фарфора.
Уже скоро жители и гости столицы смогут полюбоваться выпуклыми колоннами, напоминающими пузатые чайники, мраморными плитами с эффектом старины, которые будто покрыты мелкими трещинами, а также гигантскими металлическими шарами, украсившими вестибюль станции.
Потолок «Марьиной Рощи» будет казаться бесконечным благодаря спрятанной архитектурной подсветке. Рядом со станцией появится зона отдыха с малыми архитектурными формами, газонами, деревьями и кустарниками.
Эта станция БКЛ станет частью крупного ТПУ: он объединит Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метро, МЦД-2, перспективный МЦД-4 и наземный транспорт.
Новые станции улучшат транспортное обслуживание жителей 12 районов с населением порядка 900 тыс. человек: Савёловский, Бутырский, Беговой, Тверской, Марьина Роща, Мещанский, Алексеевский, Красносельский, Сокольники, Басманный, Преображенское, Соколиная Гора.
Сокращение времени при ежедневных поездках по городу для местных жителей составит до 77%.
Благодаря открытию северо-восточного участка БКЛ в столице сформируется три крупных ТПУ. Новыми станциями БКЛ будут ежедневно пользоваться около 61 тыс. человек, а вместе с пересадками – свыше 236 тысяч.
Новые станции обеспечат хордовые связи между соседними районами и повысят привлекательность использования городского транспорта. Помимо этого, снизится нагрузка на дороги.
Создание Большой кольцевой линии – главный проект столичного метростроения. Ее длина составит более 70 км, здесь расположится 31 станция, 22 из которых уже открыты для пассажиров.
С 2011 года в столице построено 205,9 км линий, 103 станции, четыре дополнительных вестибюля, 11 электродепо метро и Московского центрального кольца. Сеть столичной подземки выросла в полтора раза.
Также совместно с ОАО «РЖД» введены линии наземного метро – МЦД-1 и МЦД-2: 132 км путей и 61 станция.
Об истории метростроения в Москве, планах по развитию и о подземках в других мегаполисах мира читайте в нашем материале.


















