Техпуск участка Троицкой линии метро от «Новаторской» до «ЗИЛа»: фотоэкскурсия по новым станциям
Темы в материале:
В Москве продолжается строительство Троицкой линии, которая станет одним из самых протяженных радиусов столичного метро. В прошлом году в два этапа открыли участки первой очереди изумрудной ветки – от «Новаторской» до «Новомосковской» общей длиной 15,5 км с семью станциями. Сейчас готовится к вводу участок от «Новаторской» до «ЗИЛа» – уже проведен технический пуск. Подробнее о новых станциях – в материале.
В 2025 году запланировано открытие следующих станций Троицкой линии метро: «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Технический запуск нового участка метро 21 июня провел мэр Москвы Сергей Собянин.
В ходе техпуска было запущено движение тестового мотовоза без пассажиров. В это время выполнялась проверка работоспособности слеующих устройств:
- тяговой сети;
- автоматики;
- телемеханики и управления движением поездов;
- поездной и диспетчерской радиосвязи;
- систем жизнеобеспечения станции.
В техпуске приняли участие сотрудники Московского метрополитена, в том числе машинисты поездов и обслуживающий персонал станций.
По итогам испытаний специалисты проведут наладку инженерных систем и устройств на станциях и в тоннелях, чтобы в дальнейшем запустить движение с пассажирами.
Все о новых станциях
«Вавиловская»
Станция мелкого заложения, с двумя подземными вестибюлями и выходами на обе стороны Ленинского проспекта, вдоль которого она расположена на пересечении с ул. Строителей и Панфёрова.
Асимметричная композиция «Вавиловской», где одна из путевых стен плавным изгибом переходит в плоскость потолка, доминирует в интерьере платформенного участка.
Для облицовки выбрали анодированный белый алюминий, эффектно контрастирующий с противоположной черной стеной и полом платформы из природного черного камня.
Инкрустация элементами из стали с зеркальной поверхностью на черной стене сделана так, чтобы не ослеплять машинистов поездов. Мерцающий свет раскрывается только пассажирам, ожидающим прибытия состава.
Светильники на платформе диаметром от 10 до 30 см усиливают визуальную перспективу и создают эффект движения световых частиц.
По прогнозам, ежедневно станцией будут пользоваться 12 тыс. пассажиров, а к 2030 году пассажиропоток возрастет до 16,5 тыс. в сутки.
«Академическая»
Станция колонная, с шагом 9 м, трехпролетная, мелкого заложения. Она находится вдоль ул. Дмитрия Ульянова на пересечении с ул. Профсоюзная и проспектом 60-летия Октября.
Здесь предусмотрено два подземных вестибюля с выходами на обе стороны ул. Дмитрия Ульянова. С «Академической» будет пересадка на одноименную станцию Калужско-Рижской ветки.
В основную идею художественного оформления станции заложено сочетание классики и современной техники граффити. Так, на алюминиевых панелях стен методом цифровой печати воспроизведут античные произведения искусства.
Станционный зал превратится в анфиладу порталов со светящимися гранями.
Полы на платформе и в кассовых залах вестибюлей выложат светло-серым гранитом, а стены вестибюлей оформят белыми алюминиевыми панелями.
Для цоколя стен применят натуральный камень – гранатовый амфиболит. Этим же материалом в полированном исполнении облицуют каменные части фасадов наземных сооружений.
Вентиляционные решетки и каркасы на фасадах будут выполнены из металла черного цвета, а витражи павильонов – из антивандального стекла с зеркальным эффектом.
Для маломобильных пассажиров установят специальные лифты и подъемники вертикального типа.
Ожидается, что «Академической» будут пользоваться 11,5 тыс. пассажиров человек на вход в рабочий день, а с полным запуском Троицкой линии – до 12,5 тыс. в день.
К 2030 году через транспортный хаб «Академическая», состоящий из двух станций Троицкой и Калужско-Рижской линий метро и наземного городского транспорта, будут проходить выше 60 тыс. пассажиров в сутки.
Нагрузка на одноименную станцию оранжевой ветки на вход снизится до 20%.
«Крымская»
Эта станция – пересадочная на Московское центральное кольцо (МЦК), находится между его путями и жилым кварталом района Донской.
Она мелкого заложения, с двумя наземными вестибюлями. Восточный будет вести к жилой застройке, а западный совместят с вестибюлем станции Крымская МЦК, возле пересечения Севастопольского проспекта и Московского центрального кольца.
В основе архитектурного решения станции лежит морская тематика. Платформу украсят подвесные потолки в форме парусов, а колонны и балки напомнят крылья парящих птиц.
Светильники в виде судовых иллюминаторов расположатся на путевых стенах, между ними разместят художественные композиции в технике печати на стекле.
Изображения парящих чаек, сделанные в технике печати на панелях облицовки, украсят эскалаторный наклон восточного вестибюля.
В оформлении станции применят сочетания белых, черных и синих тонов, а на главном фасаде западного вестибюля появится силуэт полуострова Крым в виде барельефа из нержавеющей стали с подсветкой.
По прогнозам, ежедневно станцией будут пользоваться 8,5 тыс. пассажиров, а к 2030 году – 12,5 тыс. в сутки.
«ЗИЛ»
Станция мелкого заложения находится у пересечения проспекта Лихачёва с ул. Лисицкого, возле парка «Тюфелева роща» и платформы ЗИЛ МЦК. Она расположена в центре активно развивающегося кластера на месте бывшего завода им. И.А. Лихачёва.
Со станции будет доступна пересадка на МЦК, а в перспективе – и на Бирюлёвскую линию метро.
У объекта предусмотрен один подземный вестибюль – с выходом к парку «Тюфелева роща» и ул. Лисицкого.
Станцию построили открытым способом. Завершено сооружение основных конструкций платформы, выполнены армирование, а также бетонирование пола и колонн, что позволило перейти к архитектурной отделке.
Цоколи путевых стен украсит темный габбро, а пол – светло-серый сибирский гранит. На платформе смонтировали 14 трехметровых светодиодных светильников российского производства.
В основу архитектурного решения объекта заложена история легендарного автозавода им. И.А. Лихачёва. Фоновым цветом оформления платформы избран черный, детали же будут белые, серые, синие и красные.
На путевых стенах расположится выполненная в технике печати на стекле художественная композиция, отсылающая к истории ЗИЛа. Свод образован подвесными динамичными лопастями из трехслойных алюминиевых панелей со световыми иллюминаторами.
Надписи с названием станции на путевых стенах сделаны из алюминиевых окрашенных панелей красного цвета и графически повторяют логотип легендарного завода. Цоколь путевых стен оформят плитами из черного камня, колонны отделают алюминием.
Ожидается, что ежедневно станцией будут пользоваться 5,5 тыс. пассажиров, а к 2030 году – 8,5 тыс. в сутки.
Для жителей перспективной застройки вблизи станции по другую сторону путей МЦК планируется оборудовать пешеходные переходы.
С открытием станции метро «ЗИЛ» улучшится транспортное обслуживание свыше 24 тыс. человек, работающих на этой территории. Их число в будущем вырастет в два раза.
Станция будет востребована среди многочисленных посетителей спорткомплекса «ЦСКА Арена», Центра водных видов спорта, технопарка «ЗИЛ», ТРЦ «Ривьера» и других объектов.
Градостроительный эффект
С вводом нового участка Троицкой линии метро улучшится транспортное обслуживание еще около 600 тыс. жителей районов Даниловский, Донской, Гагаринский, Академический, Котловка, Нагорный и Ломоносовский.
Поездки в центр города станут в 1,5-2 раза быстрее и сократятся на 10-15 мин. В том числе удастся достичь снижения времени в пути:
- до станции «Китай-город» – с 30 до 20 мин.;
- до делового центра «Москва-Сити» – с 35 до 20 мин.;
- от станции «Новаторская» Большой кольцевой линии метро до МЦК – более чем наполовину – с 21 до 9 мин.
По прогнозам, в 2025 году пассажиропоток 11 станций Троицкой ветки составит около 100 тыс. человек в сутки с постепенным увеличением до 160 тыс. к 2030-му.
Таймлайн строительства Троицкой линии
Троицкая ветка строится и вводится поэтапно. Техпуск первого участка от «Новаторской» до «Тютчевской» прошел 21 июня 2024 года, а в сентябре состоялось его открытие.
Отрезок длиной 8,8 км включает четыре станции: «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская».
В декабре прошлого года для пассажиров был запущен второй участок линии длиной 6,7 км с тремя станциями: «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
Первые участки ветки улучшили транспортное обслуживание порядка 700 тыс. горожан. Рядом с новыми станциями находятся:
- Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка»;
- крупные торговые комплексы «ФУД СИТИ», «Славянский мир» и «Мега Тёплый Стан»;
- перспективный административно-деловой центр «Коммунарка»;
- крупные вузы, в том числе Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы;
- Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова, а также другие научные и медицинские учреждения.
Троицкая ветка длиной свыше 43 км с 17 станциями станет одним из самых длинных радиусов столичной подземки и самым большим за МКАД.
Она протянется от станции ЗИЛ МЦК в районе Даниловский до Троицка и обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей Новой Москвы.
Дополнительной линией метро также смогут пользоваться жители районов, прилегающих к Ленинскому проспекту. Свободнее станет на южном участке Калужско-Рижской линии.
В первые годы эксплуатации поезда новой ветки обслуживает электродепо «Замоскворецкое», на смену ему придет новое депо «Столбово». На 2029-2030 годы запланировано завершение строительства депо «Троицкое».
В районах, прилегающих к Троицкой линии, проживают почти 2 млн человек. У них появятся десятки вариантов новых маршрутов для поездок по столице.
Запуск ветки снизит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской, а также на Бутовскую линию метро. Благодаря ей сократится интенсивность движения транспорта по прилегающим улицам, что улучшит экологическую ситуацию.
Более того, станет удобнее добираться до населенного пункта Красная Пахра и расположенных в нем важных городских объектов – крупнейшего в Европе электробусного парка и завода по изготовлению тяговых аккумуляторов.
Напомним, за 14 лет в столице построено и реконструировано 255,5 км линий, 123 станции, 13 электродепо метро и МЦК.
Совместно с ОАО «РЖД» также введены четыре Московских центральных диаметра – 303 км путей и 137 станций.
В фотоленте использованы материалы портала mos.ru.
Территории возле четырех станций Троицкой линии благоустроят




























