timelapse

Заседание Президиума Правительства Москвы

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассмотрим ряд важных решений по программе реновации, в частности, утвердим положение о специальном фонде реновации для управления процессами по застройке новых кварталов; а также стандарты благоустройства и отделки. Речь идет о создании комфортных территорий новых кварталов, которые бы включали в себя современные детские площадки для детей разного возраста, качественное озеленение,  достаточные площади парковочного пространства. Речь идет об отделке квартир улучшенного комфорткласса, так чтобы люди могли заезжать, не мучаясь уже с какими-то дополнительными ремонтами или отделочными работами.

Прошу доложить.

Марат Хуснуллин (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства): Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Сегодня подготовили два основных проекта, которые нам необходимы для утверждения технических заданий и дальнейшей работы по реновации. Это проект о благоустройстве территорий и проект об улучшенной отделке жилых домов.

Начну с благоустройства. Слайд № 1 включите, пожалуйста. При осуществлении благоустройства жилых территорий в целях реализации программы реновации планируется комплексно рассматривать территорию всего микрорайона, в том числе той границы, в которой не планируются мероприятия по реновации. При этом будут устанавливаться основные параметры функционально-планировочных элементов благоустройства, инженерного оборудования для создания комфортной, безопасной, удобной и привлекательной городской среды. То есть если у нас в квартале даже не все дома попали в реновацию, все равно, Сергей Семенович, по Вашему поручению мы делаем полное благоустройство всего микрорайона, в котором находится хоть один...

Сергей Собянин: Если это необходимо?

Марат Хуснуллин: Если это необходимо. Создание на участках жилой застройки комфортной и эстетически привлекательной среды достигается путем функционально-планировочной и ландшафтной организации территории, ее инженерной подготовки, обеспечения объектами социальной инфраструктуры, а также нормативного обеспечения элементами благоустройства: это озеленение, детские игровые площадки, площадки для тихого отдыха, спортивные площадки, велодорожки, площадки для выгула собак, хозяйственные площадки. Все это в совокупности обеспечивает формирование полицентрической структуры города, которая позволит сделать обновленные районы, удобные для жизни москвичей.

В основе подходов к формированию структуры микрорайона заложена философия создания пространства, удобного для жизни. В этих целях были разработаны новые подходы к организации городской среды, которые позволят преодолеть существующий дисбаланс развития территорий.  Новая структура микрорайона будет предусматривать максимально эффективное использование земельных ресурсов, формирование микроклимата как в границах кварталов, так и на дворовых территориях, наличие подземных парковок, отсутствие транзитного движения во дворах, озелененные территории, приоритет выноса коммунально-бытового оборудования из дворового пространства.

На слайде № 2 представлена типология пространства микрорайона на примерах территорий общественных пространств — городских улиц и внутриквартального проезда, спортивного ядра и озелененной территории. Ключевым элементом создания удобной и комфортной среды для жизни является организация дворового пространства. То есть максимально, где возможно, мы будем делать закрытые дворы, без машин, с учетом обеспечения пожарным проездом, пешеходными дорожками, детскими площадками, площадками для тренажеров и тихого отдыха, озеленением и освещением, а также размещение площадок для ТБО (твердых бытовых отходов) за границами двора. При этом сформулированные требования к дворовому пространству можно распространить и на прилегающие территории жилой застройки. В таких случаях граница благоустройства определяется в обосновывающих материалах к размещению объекта капитального строительства.

Далее вы можете видеть предложения по устройству территории озелененных объектов рекреации и спортивной зоны, объединяющие в себе дорожно-тропиночную сеть, детские площадки, озелененную территорию, спортивное ядро, коммунально-хозяйственную зону, а также площадки для выгула собак.

Предлагаю рассмотреть предложения по вариантам покрытий и малых форм: асфальтобетон, пожарный проезд, двор, УДС (улично-дорожная сеть). Асфальтобетон почему? Подчеркиваю, чтобы было жесткое основание, чтобы мы каждый раз потом не занимались ремонтом. То есть мы один раз сделаем везде бетонное подоснование, а сверху будет асфальт. Гранитная плитка — крупноразмерная и мелкоразмерная (это на УДС, на озелененной территории, на общественной территории, спортивном ядре, во дворах). Резиновое покрытие во дворах, на спортивных ядрах, озелененных территориях. Бортовой камень гранитный. Скамьи, урны, уличное освещение.

На пятом слайде есть предложения по вариантам озеленения, но главный вопрос, что у нас количество зеленых насаждений должно быть не меньше, а больше, чем мы планируем изначально. Раз. Второе, следующее серьезное решение, что все высаживаемые вновь деревья должны быть не менее пяти метров с определенной толщиной ствола — 10–12 сантиметров. То есть мы будем фактически сажать заново крупномеры. Что касается кустарников, то все кустарники будут более одного метра высотой. Список и непосредственно кустарники и деревья, которые будут применяться, — они на сегодняшний день представлены здесь, на слайде.

Представляется, что применение данного стандарта позволит значительно повысить эффективность использования территорий города, упорядочив размещение всех элементов городской среды. Очень важный вопрос связан с освещенностью территорий. То есть мы идем сейчас уже, как во всех стандартах благоустройства: у нас не будет наружных проводов, все провода будут каблированы. Будет улучшенное освещение. И что еще немаловажно, что везде будут установлены камеры видеонаблюдения — как на входах в подъезды, так и на дворовых территориях и на подходах к микрорайону. Это позволит значительно повысить безопасность проживания в этом микрорайоне.

Считаем, что данные предложенные стандарты благоустройства являются базовыми, нельзя сказать, что это догма, мы в процессе работы. Сергей Семенович, по Вашему поручению при проведении публичных слушаний, особенно в крупных микрорайонах, будем отрабатывать, будем слушать мнения жителей и что-то, возможно, по  их пожеланиям будем дорабатывать. Сейчас это базовые стандарты, которые нам нужны для составления технического задания уже на проектирование конкретных микрорайонов.

Сергей Собянин: Спасибо. И по стандартам отделки квартир

Марат Хуснуллин: По стандартам отделки. Согласно закону, жители домов, включенных в программу, имеют право получать равнозначные квартиры с улучшенной отделкой. Под улучшенной отделкой подразумевается выполнение качественных работ с применением современных строительных материалов. Я хочу отметить, что в предыдущей программе у нас отделка была экономкласса, она была значительно дешевле, на сегодняшний день отделка — более дорогая, и ее стоимость составляет более 11 тысяч рублей за квадратный метр. Таким образом, граждане гарантированно получат комфортное жилье, готовое для проживания, и стоимость квартир однозначно повысится за счет улучшенной отделки.

Стандарты отделки помещений, сформулированные в проекте постановления, предполагают укладку полов из ламината и керамогранита, что позволит обеспечить более длительный срок их эксплуатации по сравнению с линолеумным покрытием. Установку межкомнатных дверей из бруса или слоеного шпона вместо деревянных щитовых, что повысит их долговечность и добавит эстетичности. Улучшенную подготовку стен комнат, прихожей, коридора с поклейкой обоев на флизелиновой основе вместо бумажной, что повысит их ремонтопригодность, а также позволит обеспечить вариативность их покраски, исходя из вкусовых предпочтений жителей. Вообще, мы будем делать чистовую базовую отделку в белом цвете, а дальше жители, если захотят, могут какой нужен, в дополнение цвет стен выбирать и уже перекрашивать. То есть это минимальные затраты. Укладку керамической плитки на всю высоту стен на кухне, в санузлах, что повысит санитарную безопасность квартиры и улучшит эстетичность санузлов. Кроме того, предполагается установка утепленных металлических входных дверей с характеристиками повышенной звукоизоляции, улучшенная подготовка потолков с покраской латексными акриловыми красками, установка энергосберегающих стеклопакетов из дерева или из поливинилхлорида с москитными сетками, оснащение помещений специальными розетками утопленного типа из материалов, устойчивых к ультрафиолетовому свету и появлению царапин. Всю отделку предлагается выполнить в светлых, нейтральных тонах.

Применение стандарта улучшенной отделки позволит обеспечить исполнение всех гарантий и обязательств Правительства Москвы перед гражданами, которые проживают в домах, включенных в программу реновации. Также это позволит значительно улучшить условия и значительно повысить комфортность их проживания.

Также у нас при проекте строительства заложена улучшенная отделка мест общего пользования, у нас будет беспороговый вход во все подъезды, у нас будет хорошая плитка, хорошие лифты, места для хранения колясок, велосипедов. Все это будет предусмотрено сразу в проекте планировки. Также мы договорились с коллегами из комплекса городского хозяйства, что будем ставить улучшенные, повышенной точности приборы учета в местах общего пользования, что позволит существенно экономить энергоресурсы.

Сергей Собянин: Не только приборы учета, но и приборы управления, таким образом, чтобы автоматически регулировался объем теплоносителя, для того чтобы минимизировать счета за тепло.

Марат Хуснуллин: Да, Сергей Семенович, мы об этом тоже подумали. В стандартах также у нас предусмотрены места, так как я уже говорил, будет решаться вопрос, связанный с безопасностью, у нас на группу домов будут предусмотрены специальные комнаты, где будут находиться видеомониторы, транслирующие со всех камер, и будут специальные люди следить за безопасностью и за тем, что происходит как в подъездах, так и на улицах.

Важный момент хочу отметить, что уже вот эта по факту сделанная отделка в наших домах, которые находятся на проспекте Вернадского, готовых уже фактически к переселению, — у нас шоу-рум есть сейчас на ВДНХ, и буквально до конца месяца будет на улице построена еще одна на ВДНХ, в которой уже полностью будет показано,  какие будут плиты и какая внутренняя отделка — вплоть до возможных вариантов мебели (которую, конечно, мы не планируем предоставлять за свой счет),  как будут внешне выглядеть эти дома. Тут уже фактически сделаны фотографии с построенных объектов.

Считаем, что данное постановление нам позволит также сейчас приступить к проектированию домов, считаем, что это тоже не догма, что в процессе работ, по мере заселения граждан, мы в рамках работы нашей общественной приемной будем выслушивать все замечания, предложения жителей. Если будут какие-то дополнительные пожелания по улучшению, будем выносить их на рассмотрение как дополнение к данному постановлению Правительства. Доклад окончен.

Сергей Собянин: Да, спасибо. Очень важно принять соответствующие стандарты благоустройства и отделки квартир, но еще более важно, чтобы эти стандарты соблюдались. Поэтому необходимо обеспечить самый жесткий контроль за качеством приемки этих объектов, создать и профессиональный и общественный контроль.

Марат Хуснуллин: Сергей Семенович, разрешите еще дополнить. По Вашему поручению у нас в Мосгосстройнадзоре создано специальное подразделение по контролю за качеством именно жилищного строительства по программе реновации. Вы выделили деньги, еще один грант, на покупку дополнительного исследовательского оборудования, то есть мы сегодня не только контролируем качество, но и все применяемые материалы будем в своих лабораториях проверять на соответствие качеству. Не просто будем сертификаты смотреть, но еще и то, насколько данные материалы соответствуют тому или иному качеству. На это деньги выделены, люди укомплектованы, и мы уже полноценно приступили к этой работе.

Сергей Собянин: Спасибо. Следующий вопрос касается развития электротранспорта в городе Москве. В настоящее время на обкатке в Мосгортрансе находится целая линейка различных электробусов — и отечественных, и зарубежных. Зарубежные аналоги показывают лучшее качество и лучшую приспособленность для городских условий, но тем не менее мы надеемся, что наши отечественные производители в ближайшее время смогут создать конкурентную продукцию, мы видим это по их активным усилиям, по тем образцам, которые они предоставляют нам для обкатки в реальных условиях. Поэтому мы в конце года должны доработать техническое задание и объявить соответствующий первый конкурс на закупку электробусов, возможно, сделать их несколькими лотами, для того чтобы была большая конкуренция в дальнейшем. Это первое. И второе: стремиться к тому, чтобы с 2021 года мы начали закупать исключительно автобусы на электроприводе. Таким образом, постепенно будет заменяться парк автобусов на моторном топливе, улучшаться, соответственно, и экология, и качество общественного транспорта.

Прошу доложить.

Максим Ликсутов (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы): Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Я два слова тогда скажу о важности следующего этапа развития наземного городского транспорта. (Можно следующий слайд, пожалуйста.) Как вы видите на представленном слайде, пассажиропоток именно экономически активных граждан в рабочие сутки на наземном транспорте. Во-первых, он с 2010 по 2016 год уже вырос почти на 50 процентов, и, как вы видите тоже, в сравнении с метрополитеном пассажиропоток экономически активных граждан в наземном транспорте составляет 4,6 миллиона поездок в сутки (в метрополитене — 4,9 миллиона). То есть можно сказать, что наземный транспорт у нас уже вплотную приблизился к объемам перевозок метрополитена именно тех людей, которые оплачивают свой проезд. То есть наша активная позиция, Правительства Москвы, — обновление парка автобусов, он уже обновлен на 85 процентов, работа по улучшению организации движения транспорта за счет введения выделенных полос, ежеминутный контроль за работой городских перевозчиков со стороны Правительства Москвы — он дал такие серьезные результаты. С 2010 по 2017 год в общей сложности уже поставлено и работает 8834 единицы современных автобусов в Москве. И по показателю среднего возраста наземного транспорта московский наземный городской транспорт является самым молодым среди мировых мегаполисов.

И конечно, москвичи хотели бы, чтобы качество перевозок постоянно улучшалось. Мы не останавливались в этом, поэтому цель, которую Вы нам как задачу поставили, — это, соответственно, быть в тренде мировых столиц. Можно следующий слайд, пожалуйста. Как вы видите здесь, такие крупнейшие мировые мегаполисы, как Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, и города поменьше — Амстердам, Копенгаген, Кейптаун — уже так или иначе выразили свою принципиальную позицию о постепенном переходе от своего наземного городского транспорта именно к современным электрическим видам.

На следующем слайде, да, вот здесь, вы видите основные преимущества электробуса как перед автобусом, так и перед троллейбусом. Могу сказать, что в рамках контракта наши совместные расчеты с российскими автопроизводителями говорят о том, что на  15-летнем жизненном цикле электробус уже даже с теми техническими характеристиками, которые сейчас есть,  уже дешевле получается в эксплуатации, чем московский троллейбус. Поэтому мы испытывали в течение двух с половиной лет различные типы электробусов как российского, как Вы правильно совершенно сказали, так и иностранного производителей. Показали они себя по-разному. И определенные преимущества, как Вы точно сказали, есть у производителей из Китая, например, и Финляндии, но и российские производители, давая нам на испытание технику, каждый раз улучшая, делая шаги навстречу значительным улучшениям своих образцов, уже в принципе приблизились вплотную к лучшим мировым образцам.

Могу сказать, что основное требование, которое Вы перед нами поставили, — это производство именно российского электробуса, чтобы он был сделан на территории  России. Здесь представлены основные требования к электробусам, которые являются одними из самых строгих в мире, с точки зрения требований к производителям в первую очередь. Во главу угла поставлено качество перевозки и безопасность пассажиров, которые будут перемещаться на новых транспортных средствах. С учетом наших климатических условий и по мнению крупнейших наших экспертных организаций мы включили в требования наличие автономного дизельного отопителя, который на определенном этапе времени поможет скомпенсировать наши температурные колебания, поэтому он включен в наше техническое задание.

Также, Сергей Семенович, Вы нам поручили обсудить открыто и публично данное техническое задание со всем экспертным сообществом как Москвы, так и всей России. Оно уже на сегодняшний день это обсуждение идет. Мы провели научный совет, на который пригласили всех российских заинтересованных производителей и научные организации. На сайтах Департамента транспорта и Мосгортранса техническое задание доступно, с ним может ознакомиться любой желающий. Мы уже на сегодняшний день получили около 150 каких-то предложений, вопросов и комментариев по этому техническому заданию и будем в течение августа еще его обсуждать и с коллегами смотреть те замечания и предложения, которые приходят. Сделан примерный план дальнейших шагов с точки зрения проведения конкурсных процедур, который подразумевает проведение до конца 2017 года несколькими лотами конкурса на поставку по 300 электробусов российского производства в течение трех лет с обязательным контрактом жизненного цикла, по которому производитель будет нести персональную ежедневную ответственность за техническое состояние данных транспортных средств.

Здесь присутствуют представители — руководители компаний «ГАЗ» и «КамАЗ». Если не возражаете, я хотел бы предоставить им слово.

Сергей Собянин: Да, послушаем коллег, насколько они видят готовность включиться в создание российского электробуса, который бы отвечал самым высоким международным требованиям, потому что нам, конечно, нужна машина завтрашнего, а не вчерашнего дня, иначе в этом нет никакого смысла. Я считаю, что потенциал крупнейших российских компаний вполне достаточен для того, чтобы создать такую конкурентную продукцию.

Пожалуйста, Вадим Николаевич (президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин).

Вадим Сорокин: Спасибо большое, Сергей Семенович. Уважаемые коллеги! «Группа ГАЗ» является крупнейшим поставщиком общественного транспорта для Москвы и первой из российских компаний-производителей начала разработку перспективного ряда автомобильной техники, в том числе работающей на электричестве.

Опытный образец электробуса нового поколения, который проходил тестовую эксплуатацию в Москве в течение семи месяцев, разработан при участии специалистов и ученых МГТУ имени Баумана на базе модели, которая очень хорошо зарекомендовала себя на дорогах города Москвы и в других регионах. Это низкопольный автобус большого класса. И унификация на основе базовой модели, конечно же, позволяет достичь максимальной экономической эффективности для перевозчика и затрат на эксплуатацию и обслуживание техники.

Совместно с Мосгортрансом мы провели самые длительные испытания электробуса в России. Электробус ГАЗ стал единственным автобусом, перевозившим пассажиров на реальном маршруте. За время тестовой эксплуатации в Москве пробег составил свыше 13,5 тысячи километров, и мы перевезли свыше 25 тысяч пассажиров. Специалисты нашей компании и Мосгортранса смогли оценить показатели работы подвижного состава с различной нагрузкой как при отрицательных температурах (до температуры ниже минус 35 градусов), так и при жаркой погоде. Опытный образец электробуса продемонстрировал стабильный показатель работы, обеспечивающий необходимый пробег автобуса и пассажиропоток на маршрутах. Среднесуточный пробег составил свыше 220 километров с двумя подзарядками.

Результаты тестовых испытаний на московских маршрутах показали, что электробус ГАЗ обеспечивает высокий уровень комфорта, экологичности и экономичности. Проведенная эксплуатация позволила уточнить некоторые параметры эксплуатации автотранспорта в Москве. Мы готовы предоставить Правительству Москвы полностью соответствующую техническим требованиям, а здесь нужно отметить, эти требования являются на сегодняшний момент одними из самых высоких в мире, и планируем через несколько месяцев представить электробус третьего поколения, не дожидаясь конкурсных процедур, с литиево-титанатными батареями для возможности эксплуатации в условиях города Москвы с ультрабыстрой зарядкой.

Спасибо.

Сергей Собянин: Сергей Александрович (заместитель генерального директора ПАО «КамАЗ» Сергей Афанасьев), пожалуйста.

Сергей Афанасьев: ПАО «КамАЗ» ведет перспективные разработки нового экологического подвижного состава для общественного транспорта с 2012 года. В 2014 году мы уже создали первый образец, который был отдан в эксплуатацию. Ранее наш опытный образец электробуса прошел эксплуатационные испытания, в том числе и на базе структур Правительства Москвы. В Москве он в течение двух месяцев работал на действующем маршруте с пассажирами, мы перевозили москвичей.

По итогам испытаний мы получили все необходимые данные для доработки модели. Считаем, что требования, которые предъявляет столичное Правительство к электробусу, могут быть выполнены и успешно реализованы в ближайшей перспективе нашей компанией. КамАЗ поддерживает полностью стремление столицы сделать городской транспорт самым современным в мире. Наши специалисты дали очень высокую оценку проекту технического задания московского электробуса. Он может быть претендентом на лучшее качество транспорта для москвичей и гостей столицы.

Ну и конкурс Правительства Москвы, мы считаем, даст толчок для развития целого комплекса передового автомобилестроения всей России и даст возможность другим регионам приобретать самый современный городской электротранспорт.

Сергей Собянин: Спасибо.