«Олимпико» − театр, построенный по проекту архитектора Андреа Палладио в итальянской Виченце. Величественное здание эпохи ренессанса прячется за толстой крепостной стеной посреди старинного итальянского городка.
Театр «Олимпико» заказала знаменитому архитектору Олимпийская академия − художественно-образовательное сообщество, популярное в эпоху Возрождения. На его сцене показывались театральные постановки, концерты, проходили научные дебаты.
Строительство здания началось в 1580 году. Вместе с Андреа Палладио над проектом трудился один из его наиболее знаменитых учеников Винченцо Скамоцци. Он создавал уникальные декорации театра.
Здание театра «Олимпико» уникально тем, что полностью сохранилось до наших дней в первозданном виде. В нем до сих пор проходят концерты, спектакли и выставки. Фактически, это старейший в Европе действующий крытый театр.
Создавая облик «Олимпико», Палладио изучал руины римских театров, а также обращался к трактату Витрувия «Об архитектуре». Театр в Виченце стал последней работой Палладио, − великий архитектор умер в год начала строительства.
Театр пришлось строить внутри старой крепости, − именно там город выделил место. В условиях тесноты Палладио придумал сделать зал в виде не полусферы, как в античных театрах, а вытянутым. В итоге зал получился более вместительным.
Зрительный зал по краям окружают колонны с многочисленными статуями древнеримских героев и поэтов. Среди них увековечены некоторые знатные жители Виченцы, спонсировавшие строительство. Так Олимпийская академия выразила им благодарность за поддержку проекта.
Театр Палладио закончить не успел: его не стало 19 августа 1580-го. Работу продолжили его сын Силле и ученик Винченцо Скамоцци.
Открытие театра состоялось 3 марта 1585 года постановкой Софокла «Царь Эдип». Сцена была временной, сделанной из дерева и штукатурки. Однако, впоследствии ее так и не перестроили, и она чудом сохранилась до наших дней.
Позади сцены стена, являющаяся частью декораций. Она украшена в стилистике то ли дворца, то ли триумфальной арки. В XVI веке театры ещё не начали использовать временные декорации и занавесы, − эти атрибуты театрального действа появились позже.
Пропорции центрального проема и уходящих в перспективу домов визуально увеличивают сцену и дают зрителю ощущение невероятной перспективы. Перед ним словно распахивается панорама древних Фив − именно в этом городе происходит действие «Царя Эдипа». На протяжении более чем четырех веков эти несменяемые декорации сопровождают самые разные постановки на сцене театра «Олимпико».
Роспись потолка зрительного зала и сцены изображает небо с рваными облаками − своеобразное напоминание о том, что все театры мира до «Олимпико» были открытыми.
В наши дни «Олимпико» в основном функционирует как музей. Тем не менее в нем до сих пор проводятся мероприятия, правда, с ограничениями: в зал, изначально рассчитанный на 1,5 тыс. зрителей сегодня пускают максимум 470 человек. Весной здесь устраиваются «Музыкальные недели в театре Олимпико» и «Звуки Олимпико», а осенью «Циклы классических спектаклей».
Зимой и летом театр практически не работает, − ведь в нем отсутствует отопление и кондиционирование. Оно не было проведено даже при масштабной реставрации 1986-87 годов: строители опасались повредить деревянные декорации и скульптуры. По этой же причине в заднии нет современных систем пожаротушения. Однако, правила безопасности здесь соблюдаются строго: во время представлений рядом с театром дежурит пожарная машина.
В специальном разделе «Уникальная архитектура» можно узнать и о других впечатляющих сооружениях Москвы и мира – самом глубоком бассейне в мире в Дубае, дворце Топкапы в Стамбуле, достопримечательностях Крыма и др.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве