timelapse

ОЛЬГА КОСЫРЕВА
Журналист, дизайн-критик,
соучредитель «Дизайн-лектория»

«Художественное решение и старых, и многих новых станций метрополитена у нас на высоте. Мне нравится, что все они разные и при этом очень московские. В этом главное преимущество московского метро - оно особенное. Если везде в Европе метрополитен - это способ передвижения, то сюда можно привести туристов, как в музей. И ощущение дискомфорта в метро у нас связано, как правило, не с дизайном, а с переполненностью и с тем, что старые станции в центре не рассчитаны на такое количество пассажиров.
Важная задача для проектировщиков - сделать поездку комфортной. Важна понятная навигация и определенная плотность информационных элементов, чтобы не приходилось проходить половину зала до указателя, пока не станет ясно, что выход в другой стороне. Не менее важен и психологический комфорт: отсутствие мертвого, неприятного холодного освещения, ощущения подземелья и тесноты там, где ее на самом деле нет.
В частности, освещение - очень важный элемент, с помощью которого можно избавиться от многих проблем. Современные технологии и светодизайн могут творить чудеса, и станции в некоторых европейских столицах, к работе над которыми были привлечены известные дизайнеры, это доказывают. Также в современном дизайне очень важен эмоциональный аспект - когда человек вовлекается во взаимодействие с пространством, когда дизайн рождает эмоциональный отклик, сильное переживание, восхищение, удивление и т.д. В метро такие приемы были бы вполне уместны, они могли бы добавить позитивный аспект к обычно малоинтересному путешествию из пункта А в пункт Б.
На мой взгляд, и входы, и интерьеры новых станций должны быть привлекательными, а у каждой станции должно быть собственное лицо. В этом особенность московского метро, где чуть ли не каждая станция является произведением архитектуры и наполнена элементами декоративного искусства».

АННА БРОНОВИЦКАЯ
Кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ,
редактор журналов «Проект Россия»
и «Проект International»

«Метро у нас прекрасное, только станций мало. Преимущество нашего метро - поезда ходят часто и регулярно, станции просторные и чистые. Лавочек могло бы быть побольше. Необходимы подъемники - инвалидам, людям с детскими колясками и тяжелым багажом пользоваться метро непросто.
Что касается облика станций, раз уж у нас традиция неутилитарной архитектуры метро, хорошо бы продолжать в том же духе, не подражая старым образцам. В Стокгольме, Неаполе есть интересные примеры, новые станции лондонского метро тоже интересны. Пространство должно быть просторным, с хорошими пропорциями. Желательно, чтобы оно было эстетично и, возможно, нейтрально, при этом содержало бы что-то визуально интересное: это может быть достигнуто как средствами архитектуры, так и росписью, постерами или интервенциями современного искусства - как стационарными, так и временными. Привлекателен минималистичный подход - здесь можно привести пример метро в Бильбао: серый бетон, лестницы хорошего дизайна, яркие акценты. Использование мрамора и мозаики - нереалистично и само по себе анахронизм. Вообще, подражание старым станциям - не слишком выигрышная стратегия: как правило, результат получается посредственным, не тянет на сравнение со старыми образцами и не является современным. Я бы предпочла откровенно современную архитектуру, а если не получится по бюджету, то нужно делать проще и достигать эмоционального отклика с помощью художественных интервенций, которые можно менять, а если что-то окажется особенно удачным - оставить».

ХУАН КАРЛОС ДИЕС МАРТИН
Директор проектов компании Bustren, руководил проектами
по обновлению и расширению мадридского метро, работал
на участках метрополитена Лиссабона

«В системе метрополитена под поездкой мы понимаем не только присутствие человека в поезде: путешествие начинается на одной станции и завершается в конечном пункте назначения. Необходимо позаботиться о комфорте пассажира на протяжении всего пути. Самое важное во всей железнодорожной сети и, в частности, в метрополитене - это пространство. Дизайнерские решения должны быть продуманы таким образом, чтобы избежать большого скопления людей, очередей у касс, турникетов, на платформах и в вестибюле, одним словом, нужно предусмотреть достаточное пространство для комфортного размещения пассажиров. Все конструкции и элементы должны быть надежными, строиться на долгие годы.
Московское метро восхищает своим внутренним убранством. Если говорить о недостатках, то несмотря на то, что московский метрополитен - очень крупный перевозчик и оперирует огромным пассажиропотоком, в переходах повсюду встречаются торговые точки, которые отнимают пространство у пассажиров и затрудняют движение.
В Мадриде в 1995 году было принято очень важное политическое решение сконцентрировать все силы на строительстве метрополитена; в Москве сейчас происходит то же самое. Для строительства новых мадридских станций применяется конкурсная процедура: готовится техническое задание, которое выдается на этапе проведения конкурса, и побеждают те проектировщики, которые набирают наибольшее количество баллов. Далее следует еще один конкурс, уже на проект строительства. Заказчиком всегда выступает автономное сообщество «Мадрид», оно финансирует строительство и определяет основные направления развития метро.
Как правило, задача оформления интерьера станции входит в состав конкурсного задания и является частью проекта. Но иногда в процессе строительства объявляется еще один конкурс среди художников и скульпторов, которые продумывают внутреннюю отделку. Для каждой станции задается определенная тема оформления, связанная с ее расположением: например, в одном из районов Мадрида есть современное здание, которое называется Telefonica, поэтому в дизайне близлежащей станции метро использованы элементы стиля хай-тек. Еще один пример: мотив зеленой травы в оформлении одной из мадридских станций обусловлен тем, что на поверхности располагается живописный парк.
Что касается входов в метро, в исторической части города павильоны должны быть максимально нейтральными и в то же время заметными, чтобы пассажиры могли легко ориентироваться. А в современных районах, там, где застройка совершенно однородная, интересный дизайн и индивидуальный проект могут придать неожиданный и привлекательный характер всей территории».

АННА ХАРЧЕНКОВА
Проектировщик осветительных систем

«К световому решению станций метро важно привлекать профессионалов-светотехников, потому что задача стоит сложная - интегрировать свет с архитектурой. Основная проблема освещенности московского метро - это дисбаланс, когда в переходе одна яркость, на платформе - другая, где-то теплое освещение, где-то холодное, и это раздражает, потому что глазу приходится постоянно адаптироваться, что влияет на утомляемость. Световая среда должна быть по возможности сбалансирована, ведь свет очень сильно влияет на наше состояние: теплое освещение приятно для глаз, но расслабляет, а очень холодное создает неуютное ощущение. Нужно избегать ослепляющего эффекта - свет должен быть мягкий и рассеянный. Закрытое помещение требует объемного света, освещения всех поверхностей (стен, потолка), чтобы пространство не давило и не возникало эффекта бункера. Можно делать цветные акценты.
Свет также можно использовать для навигации - подсвечивать входы, выходы, переходы, чтобы направить людей, поскольку мы всегда идем на свет. Желательно использовать новые технологии, ведь новая станция - это новый виток развития».

 

 

ЭРКЕН КАГАРОВ
Вице-президент Академии графического дизайна,
педагог ВАШГД, арт-директор Студии Артемия Лебедева

«На мой взгляд, важны две вещи: художественный образ станции и удобство. Если с внешним видом у нас все хорошо - московские станции яркие, выразительные, интересные, то с удобством не получилось: на старых станциях сложно разместить информационные таблички, поскольку они изначально не предусматривались, а на новых функциональность тоже довольно условна. Например, у меня маленький ребенок, и я часто заезжаю в метро с коляской. Ни на одной станции нет спуска для колясок, приходится ее тащить на руках. К удобству относится и удобство информирования, и удобство пребывания - наличие скамеек или мест, куда можно опереться. Исследования показывают, что есть масса людей с проблемами опорно-двигательного аппарата: им не хочется садиться, потому что тяжело вставать, но нужно куда-то прислониться. В Москве таких объектов нет. Неправильно проектировать станцию, а потом думать, где расставить скамейки и расположить навигацию, эти вещи необходимо планировать сразу. Это касается не только интерьера, но и наземных элементов.
Если говорить об образе, с одной стороны, московское метро - это бренд, а для любого бренда характерна цельность и последовательность. Но вместе с тем Москве не хватает развития, современных решений: сейчас есть впечатление, что все лучшее позади. Это неправильно, и тут задача очень сложная - как сделать что-то новое, острое, яркое, но в то же время учесть контекст и уже сложившийся бренд.
Поскольку станции находятся под землей, решения должны оказывать успокаивающее воздействие: сюда относится, например, использование чистых цветов или световых приемов, дающих ощущение воздушности, как на станции «Кропоткинская». В целом хотелось бы яркости, образности, выразительности и в то же время функциональности».

ИВАН ФЕДЯНИН
Светодизайнер, член ассоциации светодизайнеров
PLDA, генеральный директор Smart&Bright

«Побывав в десятках городов мира, я могу с уверенностью сказать, что наше метро является одним из самых интересных. Все-таки в большинстве случаев метро представляет собой чисто утилитарное мероприятие - как следствие, дизайн и отделка решены просто и надежно, без претензий. В Москве же богатые интерьеры станций: мрамор и гранит задают тон. Необходимо поддержать традицию московского метро, создавая мощные и выразительные интерьеры. Не могу не отметить, что свет - его количество, качество, цвет, тон, динамика - в значительной степени влияет на восприятие интерьера и психологический комфорт пассажиров, а также сотрудников метрополитена. К сожалению, для большинства существующих станций говорить о разнообразии света не приходится, начнем с того, что там просто темно.
Жители города ежедневно проводят в метро в среднем по часу своей жизни. Даже если человек не обращает внимания на дизайн, то все равно тот влияет на ощущения и настроение. Дружелюбная атмосфера создается в том случае, если пассажиру комфортно: на его пути нет препятствий и заторов, ему легко дышать, легко найти и прочитать нужную информацию, есть где отдохнуть. Удовлетворите все эти потребности, и мы получим довольного пассажира.
Основной проблемой является то, что вся инфраструктура московского метро не была рассчитана на такое количество людей. Частично эту ситуацию можно урегулировать за счет создания продуманной системы навигации. Часто людские потоки, движущиеся в разных направлениях, перемешиваются, что приводит к толчее. Нужны указатели, таблички и, наверное, специальные сотрудники, которые бы помогали людям сориентироваться. Ну и конечно, на новых станциях нужен свежий воздух, хороший свет, кондиционирование, туалеты, лифты - без всего этого не обойтись.
Что касается павильонов станций - это отличный вариант для создания маленького шедевра. Будет ли он нейтральным или ярким, зависит от конкретного места, окружающей застройки. Архитектор должен самостоятельно принять решение в этой ситуации».