Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Гений нашего времени»: уникальный маршрут по объектам архитектора Константина Мельникова

Темы в материале

Гениальный авангардист, опередивший свое время на десятилетия, – так говорят специалисты об архитекторе Константине Мельникове. В 20-м веке его талант не оценили, назвав творчество «слишком формалистским», но в 21-м он занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов. Портал Стройкомплекса представляет специальный маршрут по уникальным объектам мастера Мельникова. Вы готовы отправиться в прошлое?

 

Константин Мельников – русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР и один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923 – 1933 годах.

 

 

Гараж Госплана

Начнем наш маршрут с самого известного объекта, разработанного Константином Мельниковым, – с гаража Госплана.

Здание находится на ул. Авиамоторная, 63, с. 1 в районе Лефортово. Оно было построено в 1936 году для автомобилей Госплана СССР.

 

 

Рабочие чертежи здания выполнила Архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7 во главе с архитектором В.И. Курочкиным, а оформление фасадов разработал Мельников.

Гараж выполнен в стиле советского авангарда. В нем виден характерный «почерк» мастера – крупные формы, объемы, пластичность и прямые линии.

На фасаде Мельников разместил огромное круглое окно с массивным обрамлением и рамкой из вертикальных линий. Справа от него размещалась высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания. К сожалению, она не сохранилась.

Рядом с гаражом находится четырехэтажный корпус, который отдали под помещения для администрации и мастерских. Фасад украшен каннелированными колоннами. Окна здания, которые выходят во двор, выполнены в виде прямоугольников и наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки.

Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей – фара и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада – решетка радиатора.

 

Цитата
«Один «глаз», смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, – и я обрел связь «формалистического» подхода с самой сущностью из мира прекрасного», –
Константин Мельников
заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в СССР

С 1955 года и до конца 1990-х гараж занимал 8-й таксомоторный парк Москвы. Затем помещения сдавались в аренду.

В 1990 году гараж получил статус объекта культурного наследия Москвы регионального значения. Сейчас в нем идет реставрация.

 

Дом культуры имени Русакова

Уникальный ДК расположен на ул. Стромынка, д. 6 в районе Сокольники. Его построили в 1929 году по проекту Константина Мельникова.

Заказ на клуб поступил от Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. Здание решили назвать в честь революционера Ивана Русакова.

 

 

ДК построили на небольшом участке и выполнили в форме сектора – зрительный зал в нем занимает 70% от площади помещения. Для этого балконы амфитеатра вынесли наружу и разместили в характерных выступах на фасаде. Кроме того, был разработан проект движущихся перегородок.

Сейчас мы бы назвали это сооружение трансформером, потому что три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя аудитории на 180 человек. Так, вместимость ДК варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для работы кружков – отдельных помещений для этого Константин Мельников не предусмотрел.

Первый этаж был отведен под служебные помещения, библиотеку и спортивный зал, который позднее переделали в фойе.

Окна планировалось изготовить из металла, но материала не хватило, и их сделали деревянными.

После окончания строительства архитектура ДК спровоцировала споры среди современников. Проект критиковали из-за:

  • неудачного расположения бельэтажа;
  • железобетонных балок, которые глушили звук и ухудшали слышимость на балконах;
  • нехватки места для кружков;
  • отсутствия спортзала.

В 1932 году, когда официальным каноном в архитектуре СССР был избран социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре. Но для Константина Мельникова оно осталось самым удачным в его практике, потому что проект ДК почти не претерпел изменения и был построен по исходным чертежам. Такого не случалось ни с одним зданием архитектора.

В советское время здесь располагался детский театр и кружки. В 1996 году ДК отдали Театру Романа Виктюка, а в 2012-м в здании началась масштабная реставрация. Основные работы по восстановлению исторического облика клуба закончились только в 2015 году.

 

Контора Новосухаревского рынка

Переходим к Большому Сухаревскому переулку, д. 11, стр. 1. Здесь находится еще один памятник – историческое здание нового Сухаревского рынка. Это первый официальный заказ Константина Мельникова. Старые торговые ряды закрыли еще в 1920 году – они стали напоминать огромную барахолку и ночлежку для преступников.

Рынок решили соорудить между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садово-Сухаревской улицами. Мельников предложил застроить территорию небольшими деревянными павильонами-блоками. Каждый из них состоял из двух прямоугольных помещений с витринами по бокам.

 

 

Киоски имели свои номера и окраску, соответствующую ряду и виду торговли. Как писал сам архитектор, это превращало «всю территорию в сплошное море архитектурной живописи».

Торговые ряды просуществовали до 1930 года, когда их перевели на Ярославский рынок на Мещанской улице. После закрытия территорию стала занимать автодормехбаза. От «новой Сухаревки» осталось лишь одно здание – его контора.

Это было единственное капитальное строение на рынке. Кирпичное здание представляет собой треугольник с одним «вырезанным» углом. В его вершине была расположена лестница, которая ведет на плоскую крышу-террасу. Вероятно, архитектор предполагал использовать кровлю как летнее кафе: кроме администрации рынка в здании конторы находился трактир.

До конца 1990-х годов контору несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге она потеряла исторический облик и ряд характерных деталей. Например, лестницу на второй этаж замуровали в стену.

Сейчас здесь запланирована реставрация. Специалистам предстоит вернуть зданию облик 1930-х годов.

 

Клуб фабрики «Свобода»

Мы переходим на ул. Вятская, 41А в районе Савеловский. В 1929 году здесь построили клуб для Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода».

Именно этот проект их всех сооружений Мельникова подвергся наибольшим изменениям.

Так, изначально под полом зрительного зала был предусмотрен плавательный бассейн, но его решили не делать, так как на этом отрезке улицы отсутствовало водоснабжение и канализация.

Входы в клуб были запроектированы в виде четырех пандусов, ведущих на второй этаж: два из них расположены со стороны Вятской улицы и два – со стороны парка. Но во время строительства они были заменены на лестницы, а со стороны зоны отдыха их вовсе убрали. Из-за этих правок даже пришлось менять конструктив и расположение помещений в здании.

Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно, а журнал «Строительство Москвы» назвал проект «образцом формалистического подхода».

За время эксплуатации здания многое поменялось, в нем располагались различные творческие коллективы и ДК. Сейчас он признан памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Здесь работает банкетный зал.

 

Клуб завода «Каучук»

Всемирно известный памятник советского авангарда – клуб завода «Каучук» – расположился на ул. Плющиха, 64/6 стр. 1 в районе Хамовники.

 

 

Мельников в очередной раз решил не искать легких путей. Он выбрал для здания форму сектора в четверть круга. Одна его часть должна была быть в виде прямоугольника со скошенной кровлей, а другая, со стороны Плющихи, – с наклонными остеклением и двускатной крышей.

Вперед на уровень тротуара был вынесен круглый кассовый вестибюль с трибуной. Здесь также расположены лестницы, которые ведут в фойе зрительного зала на втором этаже. Сцена занимает треугольную часть сектора.

По замыслу центральная часть партера со сценой должны были подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов. Вместимость зрительного зала при этом уменьшалась, зато освобождался нижний ярус, что создавало пространство для проведения массовых мероприятий.

Как и в других клубах Мельникова, эта идея не была реализована.

Со всех балконов можно попасть в коридор, который ведет в комнаты для кружков. Для них установили вертикальные витражи.

На плоской кровле клуба размещался обширный балкон-терраса, откуда открывался вид на город.

Как и все объекты работы Мельникова, этот клуб претерпел множество изменений, но получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

В этом году его передали в безвозмездное пользование Институту им. Сеченова. После реставрации в нем появится музей и конференц-залы.

 

Дом Мельникова

Мы заканчиваем нашу экскурсию в главном здании в жизни Константина Мельникова – его собственном доме. Он расположился в Кривоарбатском переулке, д. 10 в районе Арбат.

 

 

Мастер создал для себя и своей семьи уникальное строение не только по меркам 20-го века, но и 21-го. Здание проектировалось с учетом исключительно собственного вкуса и представлений архитектора о жилище и рабочей среде. При создании эскизов дома Мельников выступал сразу в двух ролях – заказчика и проектировщика – и мог позволить себе максимальную свободу.

Уникальным в доме Мельникова является еще и то, что в конце 1920-х годов, когда в СССР велось свертывание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили возвести частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений:

  • дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением;
  • Мельников был уже всемирно известным архитектором;
  • архитектор строил дом на свои деньги;
  • участок был получен в награду от Советской власти за работу над первым саркофагом В.И. Ленина в 1924 году.

Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Кстати, несколько из них Мельников потом запатентовал.

Стены выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. В результате такой конструкции образовались 124 шестиугольных проема. Большая часть из них была заложена, но около 60 оставлены под окна и ниши.

В случае необходимости этот каркас позволяет, не ослабляя несущих конструкций, менять расположение оконных проемов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие. В процессе строительства ненужные ниши закладывались битым кирпичом и строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость возведения и сэкономить материалы. Как вспоминают современники, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.

В итоге здание построили в виде двух разновысоких вертикальных цилиндров одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса. Если посмотреть на дом сверху, то его форма напоминает цифру 8.

Более низкий цилиндр со срезанной по вертикали южной частью венчает плоская крыша с открытой террасой. Возвышающийся над ним задний цилиндр имеет покатую кровлю.

 

 

В низком здании устроили единственный вход в дом с витражным остеклением всей стены с дверью. Остальные стены этой части памятника сделали почти глухими – вырезаны лишь пара окон внизу цилиндра. Во втором «корпусе» прорезали 57 шестигранных окон.

В здании спланированы три этажа, где разместились:

  • коридор;
  • столовая;
  • кухня;
  • коридор;
  • санузел;
  • комната хозяйки;
  • рабочие комнаты детей;
  • туалет;
  • гостиная;
  • спальня;
  • мастерская Мельникова.

В подвале дома находятся камера калорифера, кладовая и погреб для хранения продуктов.

Сейчас здесь открыт Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, ведется реставрация.

 

Парк Северного речного вокзала открыт для посетителей

 

Реставрация бывшей ГЭС-2 выполнена на 80%

 

Источники: https://um.mos.ru, https://ru.wikipedia.org

Фото : Главархив Москвы, mos.ru

Мария Купцова