timelapse

ИТ-технологии меняют стройку

Темы в материале

Стройкомплекс Москвы перешел на электронные госуслуги.

Уровень информатизации общества сегодня предъявляет совершенно новые требования к государственным учреждениям. Развитие профильных ИТ-систем, мобильных технологий и социальных сетей формирует новые стандарты взаимоотношения граждан, бизнеса и органов власти. Конечно, строители не могут оставаться в стороне от этих тенденций - настоящим флагманом внедрения ИТ в отрасли стал комплекс градостроительной политики и строительства Москвы.

В течение прошлого года в Москве были переведены в электронный вид все основные госуслуги в области строительства. Разработчиком решений по автоматизации стала группа «Системы и Проекты». По заказу Департамента информационных технологий компания разработала и внедрила автоматизированные системы для Мосгосстройнадзора, Москомархитектуры и Мосгосэкспертизы. Это позволило перевести в электронный вид выдачу ЗОС, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, ГПЗУ, а также - проведение экспертизы проектной документации.

«Мы хотим сделать город комфортным не только для проживания, но и для ведения бизнеса, - говорит руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин. - Перевод госуслуг в электронный вид является одним из ключевых факторов для притока инвестиций и улучшения качества жизни в столице. Сейчас мы работаем над тем, чтобы как можно больше застройщиков и проектировщиков пользовались новым сервисом. Это непростые, но нужные шаги».

Основное назначение электронных госуслуг - автоматизация процессов, предписанных административным регламентом. Регламент устанавливает четкие сроки и перечень документов, которые необходимо предоставить для получения услуги в электронной форме, а также перечень причин для отказа. Исключаются субъективные действия чиновника - заявитель без личного посещения учреждения предоставляет все необходимые документы, а затем так же удаленно, через портал госуслуг Москвы, получает результат. Такая форма взаимодействия призвана, в первую очередь, свести к минимуму коррупционные риски.

«Учитывая специфику и задачи госуслуг, особое внимание мы уделяем программно-технической поддержке, достоверности и конфиденциальности документов, - говорит заместитель генерального директора группы «Системы и Проекты» Денис Буторин. - Внедрены механизмы работы с электронной подписью (ЭП), которая обеспечивает юридическую значимость документов. Так, подаваемая на экспертизу проектная документация заверяется ЭП с обеих сторон. А в сводном заключении стоят электронные подписи всех экспертов, которые участвовали в процессе проведения».

Сейчас все автоматизированные системы введены в промышленную эксплуатацию, однако работают далеко не на полную загрузку. В стройкомплексе признают, что многие участники рынка еще не готовы отказаться от бумажных согласований. В 2013 году проектные и строительные организации Москвы начали переход на получение госуслуг в электронном виде. Компании, которые выполняют работы по госзаказу, в настоящее время получают услуги только через интернет. В 2014 году стройкомплекс продолжает работу по внедрению в столице электронной формы взаимодействия.

«Электронный сервис несет в себе целый ряд преимуществ. Во-первых, сокращаются временные издержки на подготовку документов, - рассказывает Денис Буторин. - Уже не надо тратить столько времени на их сбор, а затем поездки в нужный департамент. Во-вторых, можно в онлайне следить за ходом услуги - оперативно отправить недостающие документы, узнать результат. Ну и, в-третьих, это ведь единая информационная среда, которая обеспечивает прозрачность всех бизнес-процессов. А что такое единая среда? Это интеграция с собственными системами, любыми сервисами, мобильными платформами. За этим будущее».

Надо отметить, что группа «Системы и Проекты» является ведущим российским экспертом по внедрению ИТ-технологий в строительной отрасли. Среди клиентов компании - крупные девелоперы и застройщики, Департамент градостроительной политики Москвы, префектуры и управы столицы. Группа «Системы и Проекты» является разработчиком служебного ресурса стройкомплекса - ИСИО-портала, а также информационной системы Градостроительно-земельной комиссии Москвы. В конце прошлого года контракт на автоматизацию регионального стройкомплекса был заключен с администрацией Самарской области.

О необходимости автоматизации отрасли говорят и в недавно созданном Министерстве строительства и ЖКХ России. Глава ведомства Михаил Мень заявил на коллегии столичного стройкомплекса, что регионы могут перенять опыт Москвы. Внедрение информационных систем призвано улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительства.

«Очень многое, что делается в Москве по устранению административных барьеров, мы используем в практике всей страны. Это перевод госуслуг в электронный вид, создание службы одного окна. Надеемся изменить ситуацию в ближайшее время для того, чтобы динамика в строительной сфере была прогрессивной», - подчеркнул министр.